Сентябрь 2002-2003 учебного года готовится встретить новых учеников, студентов, учителей и педагогов. Сдаются последние тарификационные листы, учителям устанавливают новые разряды. Поэтому сегодняшняя тема будет посвящена основным факторам, определяющим размеры заработной платы работников образования: уровню образования и педагогическому стажу.
Зависимость разряда оплаты труда педагогических работников от их образования
В требованиях к квалификации педагогических работников при установлении им отдельных разрядов оплаты труда непосредственно предусмотрены требования к уровню образования.
Требования к уровню образования при установлении разрядов оплаты труда работников по ЕТС, определенные в разделе “Требования к квалификации по разрядам оплаты” тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, предусматривают наличие среднего или высшего профессионального образования и, как правило, не содержат специальных требований к профилю полученной специальности по образованию.
Требование о наличии среднего или высшего профессионального образования предъявляется к учителям, преподавателям, воспитателям (включая старших), мастерам производственного обучения, преподавателям основ безопасности жизнедеятельности, методистам, инструкторам-методистам (включая старших), музыкальным руководителям, классным воспитателям, социальным педагогам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, инструкторам по труду, инструкторам по физической культуре.
Требование о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического с дополнительной специальностью “Психология” предъявляются к педагогам-психологам;
высшего дефектологического образования – к учителям-логопедам, учителям-дефектологам, логопедам;
среднего или высшего музыкального образования – концертмейстерам.
Уровень образования педагогических работников при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов о соответствующем образовании независимо от специальности, которую они получили (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено) в соответствии с Перечнем учебных заведений, окончание которых дает право на установление ставок заработной платы и должностных окладов учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в зависимости от образования (Приложение 4 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94 (с изменениями и дополнениями).
В настоящее время в связи с тем, что стало возможным получение образования в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего и высшего профессионального образования, при установлении разрядов оплаты труда педагогических и других работников образовательных учреждений их образование следует определять на основании приведенного выше Перечня, но с учетом требований ст. 27 “Документы об образовании” Закона РФ “Об образовании” и ст. 6, 7 Федерального закона РФ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ “Об образовании” образовательное учреждение вправе самостоятельно определять формы документов об уровне образования, полученном в данном образовательном учреждении. И только лишь документ государственного образца о соотвествующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования или дает право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
Федеральный закон РФ
“О высшем и послевузовском профессиональном образовании”
Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “бакалавр”;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации “дипломированный специалист”;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “магистр”.
3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) “бакалавр” не менее чем четыре года;
для получения квалификации “дипломированный специалист” не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) “магистр” не менее чем шесть лет.
5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация “бакалавр” при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.
Положение об экстернате утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании
1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании.
2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
3. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней:
диплом бакалавра;
диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;
диплом магистра;
диплом о неполном высшем профессиональном образовании (в соответствии с пунктом 3 статьи 6);
справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.
4. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного образца о высшем профессиональном образовании может быть отменено государственным органом управления образованием, утвердившим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании.
5. По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.
Таким образом, документ об образовании, выданный негосударственным образовательным учреждением среднего или высшего профессионального образования, не дает право работнику на установление разрядов оплаты труда по ЕТС как имеющему среднее или высшее профессиональное образование.
Пунктом 9.7 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7) предусмотрено, что работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии образовательного учреждения в порядке исключения могут быть назначены руководителем образовательного учреждения на соответствующие должности так же, как и работники, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС.
Пример. Учитель начальных классов имеет среднее профессиональное образование и большой опыт педагогической работы. Такой учитель заслуживает поощрения за свою работу. В отношении него вопрос о более высоком разряде может быть вынесен на рассмотрение аттестационной комиссии учреждения.
Для того чтобы рекомендация аттестационной комиссии, на основании которой руководитель вправе издать соответствующий приказ, имела законную силу, необходимо строго соблюсти процедуру рассмотрения данного вопроса аттестационной комиссией учреждения: состав комиссии должен быть достаточным для принятия такого решения, представление руководителя о необходимости такого решения должно быть обосновано и подтверждено наличием необходимых средств для покрытия расходов на оплату по более высокому разряду ЕТС.
Следует иметь в виду, что все решения об установлении работникам более высоких разрядов в порядке исключения могут приниматься образовательным учреждением в пределах имеющихся у него средств. Установленные таким образом разряды оплаты труда действуют только в данном образовательном учреждении. При переходе в другое образовательное учреждение установленный в порядке исключения разряд оплаты труда за работником не сохраняется.
При этом в порядке исключения устанавливаются только те разряды, которые предусмотрены в зависимости от образования и стажа педагогической работы.
В случае, если педагогический работник окончил два и более учебных заведения, при установлении ему разряда оплаты труда во внимание принимается то учебное заведение, которое дает право на более высокий разряд, несмотря на то, что профиль полученной специальности может не соответствовать преподаваемой дисциплине или выполняемой педагогической работе. Исключение только для работников, по должностям которых предъявляются специальные требования о профиле полученного образования.
Изменение разрядов оплаты труда по ЕТС при получении образования или восстановлении документа об образовании производится со дня предоставления соответствующего документа в образовательное учреждение.
Порядок определения стажа педагогической работы при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС. Восстановление стажа
Педагогический стаж отличается от общего трудового стажа. Общий трудовой стаж – это время любой работы в качестве рабочего или служащего, а педагогический стаж – специальный стаж, определяемый для установления разрядов оплаты труда учителей, воспитателей и других педагогических работников.
За время своей трудовой деятельности учитель, воспитатель могут выполнять разную работу, например, быть рабочим или служащим в различных учреждениях, предприятиях и организациях, которая ему может учитываться в общий трудовой стаж, но при определении разряда оплаты труда по ЕТС учитываться не будет.
В то же время, независимо от перерывов, работа, подлежащая зачету в педстаж, будет включаться в него суммарно. Один год работы на педагогических должностях при установлении разрядов оплаты труда в педагогический стаж засчитывается за один год.
Минимального объема педагогической работы, при котором это время подлежит зачету в педагогический стаж по основному месту работы, не установлено.
Для зачета в педстаж времени педагогической работы по совместительству (например, работнику предприятия или методисту методкабинета, ведущему преподавательскую деятельность в школе) необходимо, чтобы объем этой работы в учетном году составлял не менее 180 часов. При этом зачету в педстаж подлежат только те месяцы учебного года, в которых эта работа выполнялась.
С введением ЕТС порядок определения стажа педагогической работы для оплаты труда работников не изменился. При установлении разрядов оплаты труда педагогических работников педстаж по-прежнему исчисляется в соответствии с приложениями 5 и 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, при этом необходимо руководствоваться и положениями письма Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7.
Минобразование России разработало Концепцию отраслевых условий оплаты труда работников образования.
Построение отраслевых условий оплаты труда работников образования будет основываться на дифференциации ставок (окладов) в зависимости от времени профессиональной подготовки, сложности труда по типам и видам образовательных учреждений, профессионального стажа.
Но пока суд да дело, зарплата начисляется по старым правилам.
Порядок определения стажа педагогической работы при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС. Восстановление стажа
Основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.
Стаж педагогической работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
В случае утраты документов о стаже педагогической работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы.
В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся образовательные учреждения, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.
В стаж педагогической работы засчитывается:
– педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных и других учреждениях согласно приложению 1 к Рекомендациям (письмо N 20-58-196/20-5/7);
– время работы в других учреждениях и организациях, службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования – в порядке, предусмотренном приложением 2 к Рекомендациям (письмо N 20-58-196/20-5/7).
Приложение 2
к Рекомендациям
о порядке исчисления заработной платы
работников образовательных учреждений
Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях)*, а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в Вооруженных силах ссср и Российской Федерации
1. Педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений:
1.1. Время нахождения на военной службе по контракту из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.
1.2. Время работы в должности заведующего фильмотекой и методиста фильмотеки.
2. Педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность:
2.1. Время службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации на должностях офицерского, сержантского, старшинского состава, прапорщиков и мичманов (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах безопасности), кроме периодов, предусмотренных в пункте 1.1.
2.2. Время работы на руководящих, инспекторских, инструкторских и других должностях специалистов в аппаратах территориальных организаций (комитетах, советах) Профсоюза работников народного образования и науки РФ (просвещения, высшей школы и научных учреждений); на выборных должностях в профсоюзных органах; на инструкторских и методических должностях в педагогических обществах и правлениях Детского фонда; в должности директора (заведующего) Дома учителя (работника народного образования, профтехобразования); комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав или в отделах социально-правовой охраны несовершеннолетних, в подразделениях по предупреждению правонарушений (инспекциях по делам несовершеннолетних, детских комнатах милиции) органов внутренних дел.
2.3. Время обучения (по очной форме) в аспирантуре, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
3. В стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников помимо периодов, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего порядка, засчитывается время работы в организациях и время службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации по специальности (профессии), соответствующей профилю работы в образовательном учреждении или профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка):
– преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);
– учителям и преподавателям физвоспитания, руководителям физического воспитания, инструкторам по физкультуре, инструкторам-методистам (старшим инструкторам – методистам), тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям);
– учителям, преподавателям трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в том числе специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углубленным изучением отдельных предметов;
– педагогам дополнительного образования;
– педагогическим работникам экспериментальных образовательных учреждений;
– педагогам-психологам;
– методистам;
– педагогическим работникам учреждений среднего профессионального образования (отделений): культуры и искусства, музыкально-педагогических, художественно-графических, музыкальных;
– преподавателям учреждений дополнительного образования детей (культуры и искусства, в т.ч. музыкальных и художественных), преподавателям специальных дисциплин музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений, преподавателям музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителям музыки, музыкальным руководителям, концертмейстерам.
4. Воспитателям (старшим воспитателям) дошкольных образовательных учреждений, домов ребенка в педагогический стаж включается время работы в должности медицинской сестры ясельной группы дошкольных образовательных учреждений, постовой медсестры домов ребенка, а воспитателям ясельных групп – время работы на медицинских должностях.
5. Право решать конкретные вопросы о соответствии работы в учреждениях, организациях и службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации профилю работы, преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка) предоставляется руководителю образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.
6. Время работы в должностях помощника воспитателя и младшего воспитателя засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если в период работы на этих должностях работник имел педагогическое образование или обучался в учреждении высшего или среднего профессионального (педагогического) образования.
7. Работникам учреждений и организаций время педагогической работы в образовательных учреждениях, выполняемой помимо основной работы на условиях почасовой оплаты, включается в педагогический стаж, если ее объем (в одном или нескольких образовательных учреждениях) составляет не менее 180 часов в учебном году.
При этом в педагогический стаж засчитываются только те месяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа.
8. В случаях уменьшения стажа педагогической работы, исчисленного в соответствии с настоящим порядком, по сравнению со стажем, исчисленным по ранее действовавшим инструкциям (см. п. 1.2 раздела 1), за работниками сохраняется ранее установленный стаж педагогической работы.
Кроме того, если педагогическим работникам в период применения инструкций (см. п. 1.2 раздела 1 настоящих Рекомендаций) могли быть включены в педагогический стаж те или иные периоды деятельности, но по каким-либо причинам они не были учтены, то за работниками сохраняется право на включение их в педагогический стаж в ранее установленном порядке.
При применении пункта 2 данного порядка, предусматривающего зачет в педагогический стаж отдельных периодов деятельности работника при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность, чаще всего возникают следующие вопросы:
– Что означает термин “непосредственно предшествовала, а затем непосредственно следовала” педагогическая деятельность?
– Термин “непосредственно предшествовала, а затем непосредственно следовала” педагогическая деятельность означает, что между педагогической работой и периодом деятельности, которая засчитывается в педагогический стаж, не выполнялось никакой другой работы, которая сама по себе отдельным педагогическим работникам может включаться в стаж педагогической работы.
Пример.
Из трудовой книжки работника следует: работа воспитателем детского сада, затем обучение в педвузе, затем работа учителем в школе.
В указанном примере необходимые условия для включения в педстаж времени обучения соблюдены.
Если даже между периодом увольнения с должности воспитателя и зачисления в вуз и имеется некоторый перерыв в днях или даже месяцах, условие п.2 не считается нарушенным, т.е. не выполнялось никакой другой работы. Перерывы в педстаж не включаются.
– Что понимается под педагогической деятельностью?
– Под педагогической деятельностью, которая является условием при применении п.2 Приложения 2 к Рекомендациям, понимается деятельность в учреждениях и должностях, перечисленных в Приложении 1 к рекомендациям.
– Как быть, если между педагогической деятельностью и поступлением в вуз осуществлялось обучение на подготовительном отделении вуза?
– Обучение на подготовительном отделении вуза в педагогический стаж не включается ни при каких условиях, поскольку это обучение не является обучением в высшем учебном заведении, но оно не является и трудовой деятельностью. Поэтому обучение на подготовительном отделении вуза не должно препятствовать включению в педстаж времени обучения в вузе, если до поступления на подготовительное отделение вуза непосредственно предшествовала, а после окончания вуза непосредственно следовала педагогическая деятельность.
– Может ли быть на указанных условиях включено в педстаж время обучения в высшем учебном заведении, если оно не закончено или за временем обучения в одном вузе следовало обучение в другом вузе?
– Иногда при исчислении педстажа не засчитывают время обучения в учебном заведении, если полученная специальность не совпадает с профилем преподаваемого предмета или учебное заведение непедагогического профиля. Такое положение не соответствует действующему порядку исчисления педстажа. Окончание неполного курса учебного заведения также не является препятствием для включения этого времени обучения в педстаж при соблюдении общих условий. Если после окончания обучения в одном вузе непосредственно следовало обучение в другом вузе, даже если один из них не закончен, при соблюдении общих условий эти периоды подлежат зачету в педстаж.
– Включается ли последующее время обучения в вузе, если поступлению непосредственно не предшествовала педагогическая деятельность, а студент какое-то время в период обучения совмещал учебу с работой или работал в период “академического отпуска”, а после окончания вуза следовала педагогическая деятельность?
– Нет, не засчитывается. Исключением из этого правила являются случаи, когда по распоряжению органов управления образованием студенты последних курсов вузов направлялись для педагогической работы в школы с отрывом от учебы, а затем продолжали обучение на дневных отделениях учебных заведений. В таких случаях последующее время обучения следует включать в педагогический стаж, если после окончания будет следовать педагогическая деятельность.
Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка.
Стаж работы по специальности, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть также установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности. Справки должны содержать данные о том, с какого и по какое время, в каком учреждении и на каких должностях работало данное лицо, указана дата выдачи.
В случае утраты документов о стаже педагогической работы следует руководствоваться Перечнем установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций (экологические бедствия и техногенные катастрофы, стихийные бедствия и др.), утвержденным постановлением Минтруда России от 24.06.1994 г. N 50.
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др., исправление производится администрацией того учреждения, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если учреждение, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии – вышестоящей организацией. Исправленные сведения о работе, о переводах и т.д. должны полностью соответствовать подлиннику приказа о приеме , переводе. В разделах “Сведения о работе” трудовой книжки (вкладыша) зачеркивание ранее внесенных неточных или неправильных записей не допускается. При необходимости, например, изменения сведений о работе после указания соответствующего порядкого номера, даты внесения записи в графе 3 пишется: N “Запись за N таким-то недействительна. Принят по такой-то профессии (должности)” и в графе 4 повторяются дата и номер приказа администрации, запись из которого неправильно внесена в трудовую книжку. Подробнее с порядком ведения трудовых книжек можно ознакомиться в Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 02.08.1985 г. N 252 с дополнениями и изменениями.
Татьяна ПОГОРЕЛОВА
Комментарии