search
main
0

Разрушая «потолки». Чтобы достичь карьерных высот, нужно постоянно развиваться

День карьеры педагога, организованный и проводимый уже четыре года в петербургском педагогическом колледже №8, всегда проходит интересно. Но в этот раз организаторы пошли еще дальше и предложили студентам, а также молодым и опытным специалистам не только задуматься о том, какую карьерную траекторию можно выстроить, но и самим определить, какими компетенциями для этого нужно обладать.

Вообще, так называемый день карьеры в «восьмерке» возник не случайно. Как рассказала доцент кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, методист педагогического колледжа №8 Виктория Новицкая, коллектив образовательной организации давно занимается опытно-экспериментальной работой, направленной на поиск новых способов, форматов, приемов и методов сопровождения молодых педагогов. При этом основная цель – сохранить выпускников в профессии, сделать максимально щадящим их включение в профессиональную деятельность и сформировать новое профессиональное сообщество, ориентированное на будущее, четко понимающее ценность профессии, любящее детей и свою работу.- Создавая в 2014 году центр интеграции в профессию молодых педагогов, мы задумались над тем, чем можно привлечь молодежь в профессию, – говорит Виктория Новицкая. – И еще до появления национальной системы учительского роста нам стало понятно, что в педагогической профессии тоже возможно делать карьеру. Таким образом родилась идея создания дня карьеры педагога. Сначала в рамках этого мероприятия мы говорили, каким может быть карьерный рост, и знакомились с людьми в этой профессии, которые, как нам казалось, сделали весьма успешную карьеру. Гости рассказывали, какими путями они к этому шли. А затем начало выстраиваться четкое понимание того, что любой молодой специалист, выпускник педагогического колледжа или вуза при наличии в его руках определенных инструментов может задуматься о своей профессиональной образовательной траектории развития и планировать, через какое время, какими способами он может эту карьеру сделать. Поэтому год от года День карьеры педагога менялся. Например, в этот раз мы впервые пошли от возможностей самих молодых педагогов и включили их в интерактивное взаимодействие, для того чтобы они сами занялись изучением своих запросов, чтобы поняли, какие существуют реальные профессиональные дефициты. По сути, результатом работы на Дне карьеры педагога станут персонифицированные предложения Комитету по образованию и информационно-методическим центрам о том, в каких же образовательных программах нуждаются слушатели.- Что касается слушателей – практикующих учителей, тут все понятно. Но разве сегодняшние студенты в силу недостатка знаний и опыта могут оценить те или иные программы повышения квалификации?- На самом деле сейчас пошел очень думающий студент, который уже на этапе входа в профессиональное образование понимает, зачем он сюда пришел, – поясняет заместитель директора по инновационному развитию педагогического колледжа №8 Анастасия Архипова. – 80‑90% наших выпускников точно знают, что свяжут свою судьбу с этой профессией. Сейчас у молодежи нет больших временных возможностей, чтобы долго раскачиваться. Они даже больше, чем молодые специалисты, заинтересованы, выйдя из образовательной организации, видеть, по какому пути двигаться: идти в вуз, искать дополнительные профессиональные программы, чтобы получить дополнительные компетенции, или идти работать.- А каким в основном рисуется карьерное движение студентам – вертикальным или горизонтальным?- Все очень индивидуально, – подчеркивает Виктория Новицкая. – О горизонтальной карьере заговорили не так давно. До сегодняшнего дня учительская и воспитательская карьера мыслилась только вертикальной: если это педагог дошкольного образования, то его карьерный потолок – это заведующий детским садом, если учитель начальных классов, то он может дорасти до заместителя директора и директора школы. Мы же в рамках дня карьеры ориентировали студентов на то, что карьерный рост – это прежде всего саморазвитие, раскрытие каких-то новых ресурсов, направлений работы, которые ведет педагог. Например, это может быть наращивание собственного профессионального опыта. То есть человек не просто реализует педагогический процесс, а находит какие-то интересные способы, методы, форматы взаимодействия с детьми, которые приводят к более высоким результатам, и такой опыт интересен кому-то еще. Этому локальному опыту можно обучать другого педагога, и тогда учителя могут дорасти до внутрифирменного повышения квалификации. Такой педагог может получить дополнительный статус, например, педагог-эксперт, педагог-игротехник. И это уже «штучный» специалист. В данном контексте логично разрешаются вопросы финансового стимулирования, и процедура аттестации становится предельно прозрачной, потому что все понимают: человек с высшей квалификационной категорией – это не просто педагог, который имеет высшее образование и стаж работы 10 лет, а это специалист, который уникально решает какую-то группу профессиональных задач и может научить этому коллег.…Тот, кто заглянул бы на открытые дискуссионные площадки в рамках Дня карьеры педагога, смог бы убедиться, что работа там идет активная. Разновозрастные группы, в том числе молодые специалисты, студенты, опытные педагоги и воспитатели, размышляли над профессиональными дефицитами, вызванными стремительным обновлением образовательного пространства города и страны, и пытались спроектировать модули дополнительных профессиональных программ, которые в дальнейшем позволят успешно справляться с профессиональными трудностями и выстраивать карьеру. Если касаться сложностей, с которыми предполагают столкнуться или уже сталкивались педагоги, то выделенной ими оказалась неготовность работать с детьми-инофонами, с детьми с особенностями развития, с одаренными детьми. Молодежь также обеспокоили правовая незащищенность педагогов, дефицит психологических знаний, а также отсутствие общих целей у субъектов образования – детей, учителей и родителей. На каждой из дискуссионных площадок высказались за увеличение практической части педагогического образования. Дополнительные курсы, в которых, по мнению будущих и настоящих педагогов, они нуждаются, могут касаться правовой и экономической грамотности, конфликтологии, коммуникации.О желаемом практико-ориентированном педагогическом образовании, впрочем, говорили в основном студенты педагогических вузов, но на Дне карьеры педагога в «восьмерке» им представилась возможность увидеть, как практически можно использовать в работе с детьми новые технологии. Так, для всех участников мероприятия был проведен мастер-класс по инфографике, то есть по визуализации информации. Хорошо составленную инфографику можно использовать на любом уроке, и, что важно для сегодняшних детей-визуалов, структурированная, упорядоченная, дозированная и иллюстрированная информация гораздо быстрее запоминается детьми, нежели обилие формул на доске. Инфографика отлично дополняет объяснения учителя, и на ее создание требуется немного времени.Как подчеркивали организаторы Дня карьеры педагога, одной из самых важных его составляющих является обратная связь. И отклики не замедлили появиться. В частности, большинство участников мероприятия отметили, что интенсивная интеллектуальная работа помогла им определить даже для самих себя проблемные зоны в будущей или настоящей педагогической деятельности, над которыми нужно работать. Многих День карьеры педагога еще раз убедил в главном – они выбрали верный профессиональный путь. Что касается новых тем для обсуждения, то молодежь озвучила даже такую: «Сможет ли машина заменить живого учителя?».Опытные педагоги тоже высказали свое мнение относительно совместной работы на дискуссионных площадках. Например, методисту ИМЦ Фрунзенского района Инне Хасяновой очень полезным показалось взаимодействие в разновозрастных группах. По ее словам, у молодежи можно поучиться практичности подходов и мобильности сознания. А опытным педагогам всегда есть что рассказать студентам и молодым специалистам, если те готовы выслушать и готовы принять помощь. То, что уже на этапе обучения профессии идет разговор о карьере, очень полезное решение, поскольку, исходя из практики прошлых лет, карьерный рост у многих педагогов выстраивался спонтанно, часто неосознанно. Сегодня у молодежи широкий спектр возможностей, поэтому нужно пользоваться всеми предлагаемыми ресурсами, ведь, чтобы достичь в жизни определенных высот, в том числе карьерных, необходимо постоянно учиться.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте