search
main
0

Разрешите ворваться

Во мне переплелись две культуры: корейская и русская – воспитание на лучших образцах русской литературы и восточное происхождение, созерцательность и яркий темперамент, сдержанность и широта русской души.

Русский язык всегда считала родным, и давался он легко. Как добрый волшебник, он открыл дверь в мир литературных героев, фантазии, грез, детской мечты.

Именно поэтому мой профессиональный путь к Слову начался с учебы на филологическом факультете Томского государственного университета. Готовилась стать журналистом. Но на традиционной последней лекции А.С.Янушкевич, профессор кафедры русской литературы, произнес пламенную речь. Это был гимн школьному учителю. И я, не собираясь учительствовать, решила проверить, чего я стою.

Многие считают русский язык скучным, сухим и даже занудным, требующим большой усидчивости, зубрежки. Я понимала, что в этом виноват не столько предмет, сколько его неинтересное преподавание, которое сушит ум, губит душу, уничтожает творческое начало.

Поэтому хотелось ветром ворваться в школьную жизнь, внести свежую струю в атмосферу рутинности преподавания русского языка. Но ворваться не разрушающим шквалом, а бодрящим морским бризом, который будоражит ум, фантазию и воображение, который может подхватить и поднять над повседневностью серых будней. Таким, чтобы захватывало дух от полета мысли и дерзости свершений, чтобы даже «глядя на лужи, видеть в них отражение звезд»…

С тех пор мое назначение – помочь ученикам открыть закономерности и противоречия, стройность и лаконичность, гармонию и красоту родного языка. Помочь увидеть, что язык – не догма, не набор грамматических правил, а открытая, динамичная система. Научить ею эффективно пользоваться, применяя все богатство родной речи: яркость, меткость, глубину, многозначность. Если учесть, что любое наше высказывание представляет собой текст, то нужно учить создавать тексты. Важно, чтобы школьник увидел слово в системе языка – на фонетическом, морфемном, орфографическом и других уровнях. Этого удалось достичь, обучая русскому языку на основе общения и для эффективного общения, используя ролевые игры, речевые задачи, театрализацию.

Учу ребят смотреть на обыденность глазами первооткрывателя! И если удастся пробудить в них способность удивляться, восхищаться богатством и красотой родного слова, то они не побоятся делать открытия там, где, казалось бы, и открывать нечего. Ведь до сих пор в языкознании много вопросов, нерешенных проблем и белых пятен! Это открывает широкий простор для пытливого ума моих учеников.

Совместный путь обретения нового заставляет изменить стиль педагогического общения. Необходимо сотрудничество языковых личностей – Учителя и Ученика – общение на равных, взаимоуважение. Именно такая атмосфера позволяет погружать учеников, очарованных «Гарри Поттером», «Властелином колец», ужастиками Стайна, в мир Гоголя и Чехова, Тургенева и Лескова. Позволяет окунуть в тайны языка, помочь ощутить вкус родного слова, испытать радость творчества.

Мои ученики уже задумываются над вечными вопросами: что такое человек, зачем ему дан язык, каково предназначение человека в этом мире, почему добро не всегда побеждает зло, где границы между добром и злом? И тогда, подобно ветру, приносящему свежесть и полноту новых ощущений, я дарю своим ученикам бесценное сокровище – умение владеть словом!

Думаю, что формирование языковой личности – тот путь, который поможет преодолеть кризис духовной культуры современного общества, осознать русский язык как предмет национального достояния.

Людмила КИМ, учитель русского языка и литературы гимназии №55 Томска, учитель года Томской области-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте