search
main
0

Разрешить парадокс. Почему число выпускников вузов растет, а грамотных специалистов – уменьшается?

Насколько допустимо вмешательство государства в систему образования? Практика показывает, что к наилучшим результатам приводит такой способ взаимодействия, как сотрудничество, основанное на взаимной заинтересованности. Как сделать партнерство государства и университетов наиболее эффективным, с какими проблемами предстоит справиться и какие цели являются первоочередными? Все эти вопросы обсуждались 28 и 29 октября в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на II Международной конференции исследователей высшего образования «Университеты и государство». В конференции приняли участие ведущие специалисты в сфере высшего образования из 16 регионов России, а также из США, Германии, Кувейта.

В своем выступлении на пленарном заседании заместитель министра образования и науки Алексей Пономарев сделал акцент на возрастающей роли вузов как центров развития науки и инноваций. Именно в университетах должны быть созданы оптимальные условия для исследовательской и инновационной деятельности, и потому сегодня университеты наиболее заинтересованы в привлечении инвестиций. Немаловажно и тесное взаимодействие с реальным сектором экономики, так как в условиях коммерциализации очевидна необходимость прикладного применения достижений науки. В то же время подготовка квалифицированных кадров невозможна без интеграции современных технологий в систему образования. Все эти факторы указывают на то, что роль университетов в жизни государства и общества изменилась и многим вузам еще предстоит приспособиться к новым требованиям.Как отметил ректор Высшей школы экономики и соруководитель экспертной группы по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года Ярослав Кузьминов, одна из существенных проблем российского общества – избыток выпускников вузов на рынке труда и в то же время нехватка специалистов высокого уровня. Согласно опросам примерно 75% выпускников вузов, поступая на работу, не имеют необходимых профессиональных навыков и нуждаются в переобучении (для сравнения: в 1980-х гг. этот показатель не превосходил 40%). Расходы работодателей на переподготовку специалистов составили около 500 млрд рублей в год. Эта сумма равна сумме годовых затрат государства на бюджетное образование. К тому же в наследство от советской системы нам достался низкий уровень образования в средних профессиональных учебных заведениях: туда поступают не те, кто хочет работать руками, овладеть прикладной технической профессией, как это должно быть, а те, кто не желает учиться вообще. Нежелание россиян учиться в ссузах понятно: репутация так называемых ПТУ прочно закрепилась в нашем сознании. Поэтому зачастую выпускники школ поступают в вуз, даже не имея четкого представления о том, какой профессией собираются овладеть, – им важен сам факт получения высшего образования как возможность продвижения вверх по социальной лестнице. Вузы в свою очередь в ответ на возрастающий спрос на высшее образование открывают новые факультеты и направления подготовки, порой не располагая соответствующей материальной и научно-технической базой и преподавательским составом. В результате диплом о высшем образовании далеко не всегда свидетельствует о профессиональной подготовке выпускника. Однако существует минимум знаний, который получают все студенты во время учебы в вузе, что делает их более социально продвинутыми. По этой причине большинство работодателей, принимая на работу сотрудника, среди обязательных требований называют наличие диплома о высшем образовании. Результат налицо: число выпускников вузов растет, а количество специалистов высокого уровня уменьшается. В качестве возможного выхода из этой парадоксальной ситуации Ярослав Кузьминов предлагает создать прикладной бакалавриат, который позволил бы получить общую социальную подготовку и овладеть базовыми профессиональными навыками в какой-либо сфере за 2-3 года, а не за 4 и более, как это происходит в вузе.Еще одна проблема общероссийского масштаба, ведущая к снижению профессиональной подготовки студентов, – низкие стипендии. Если семья студента не может помогать ему материально, он вынужден искать дополнительный заработок. Посещаемость работающих студентов и время, затрачиваемое ими на самостоятельную подготовку к занятиям, автоматически уменьшаются. Выход один – обеспечить студентам стипендию, которая позволила бы не задумываться о дополнительном заработке.Не менее наболевшая тема – уровень жизни преподавателей вузов. По мнению экспертов, эффективная зарплата преподавателя вуза должна составлять 200-220% от средней заработной платы по региону (к примеру, преподаватель московского вуза должен получать около 100000 рублей). Увы, для среднестатистического университетского преподавателя в России цифра кажется заоблачной…Представители негосударственных вузов на «круглом столе» обсудили свои насущные проблемы. К сожалению, правовое равенство государственных и коммерческих вузов у нас в стране не более чем формальность. Простой пример: в соответствии с действующим законодательством в сфере здравоохранения негосударственным вузам не представляется возможным иметь собственную поликлинику. А ведь при выборе учебного заведения абитуриент учитывает многие факторы, в том числе наличие развитой инфраструктуры, социальную защиту и т. д. К тому же в обществе широко распространено мнение, что негосударственные университеты – это коммерческие организации, главная цель которых не предоставление качественного образования, а максимальное получение прибыли. Действительно, ряд коммерческих вузов фактически позволяют купить диплом о высшем образовании, не давая при этом никаких знаний, но немало и таких, которые обеспечивают студентам образование высокого уровня. Именно для них в первую очередь необходимо создать здоровую конкурентную среду, где главным критерием в определении уровня университета станет не его организационная форма, а качество образования, преподавательский состав, финансовая устойчивость. На этих критериях и должно основываться государство при выборе вузов, достойных поддержки. Только при таких условиях возможно сделать сотрудничество государства и университетов продуктивным и взаимовыгодным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте