В школе «Новокосино» успешно учатся дети с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями слуха и зрения, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями. Все ребята неизменно любопытны, неутомимы и принципиальны. Все вместе мы учимся, отрабатываем навыки устной и письменной речи, допускаем интересные споры, конструируем, рисуем. И это лишь кусочек школьной жизни…
Наша девятиклассница Полина мечтает стать художником и имеет прямое отношение к реализуемым индивидуальным образовательным маршрутам обучающихся с особыми образовательными потребностями. По словам будущего автора произведений изобразительного искусства, главная мечта – выучиться в колледже, стать художником, поработать и поехать в Европу.
– Полина, подводя итоги перед окончанием девятого класса, что можно отметить важного для тебя?
– Я оканчиваю девятый класс на год раньше, приобрела много друзей, научилась ценить все то, что у меня есть. Учась индивидуально, много успеваю, и сказать о какой-либо сложности учителю проще. Никто не будет осуждать. А с друзьями общаюсь вне уроков. Особенно люблю заниматься аниме и параллельно с друзьями быть косплеером (персонажи комиксов, аниме, популярных компьютерных игр, книг, перевоплощающиеся в различные роли со своим характером, мимикой и пластикой тела).
– Как думаешь, женщина в нашем обществе может совмещать профессиональную деятельность и семью, детей?
– Думаю, что нет. Женщина, родившая детей, должна их постоянно воспитывать, чтобы им было что вспомнить.
– Что для тебя значит слово «разумность»?
– Это когда человек побеждает хитрость.
– Что бы ты могла пожелать ребятам?
– Успехов!
Успехи обучающихся в личном «учебном забеге», в освоении основ работы с иголкой и ниткой на уроках профилирующего труда, в ежедневном удовлетворительном самочувствии, в освоении простых правил общения. А значит, для них учиться, а для нескольких ребят оканчивать девятый класс с последующим поступлением в колледж означает другую расстановку собственных сил. И пусть не всегда получается запланированное ими. Но в то же время детско-подростковые ответы искренние, наполненные состраданием к другим.
По мнению Кирилла, индивидуально обучающегося девятиклассника, самое важное правило жизнедеятельности – оставаться человеком! Кирилл считает, что современный школьник не сможет добиться успеха, только сидя перед компьютером, без живого общения.
– Кирилл, о чем ты думаешь, когда слышишь слово «открытость» в отношении людей?
– Желание пустить другого человека в свой мир тайн.
– А «мудрость»?
– Быть неравнодушным к людям.
И помимо неравнодушия также важно думать о том, что хорошо получается. Стараться отрабатывать эти навыки, не зацикливаясь на неудачах. Например, восьмиклассник Сергей на вопрос о том, как добиваться поставленной цели, если не получается, ответил: «Нужно долго думать, анализировать и стараться учиться на своих ошибках. И это поможет в достижении цели».
Возможно, поэтому Сергей заинтересовался книгами японских комиксов в жанре повседневной драмы, школьной романтики, ему важно внутреннее спокойствие.
– Сергей, что нужно сделать, чтобы запланированное тобой получилось?
– Пойти в колледж после 9‑го класса.
– Для тебя обучение на индивидуальном образовательном маршруте – это…?
– Преодоление трудностей.
– Как думаешь, обучающимся в классах интересно было учиться дистанционно в 2020 году?
– Думаю, что не особо. Все любят общаться в школе. Это второй дом.
– Как бы ты охарактеризовал слово «обученность»?
– Достаточно быстрое нахождение темы для общения.
Открытых, дружелюбных, любящих аниме, косплей и регулярное общение обучающихся по-прежнему радуют школьные концерты, дискотеки и экскурсии. И этого всем нам немного не хватило в прошлом году. Школьники с ограничениями здоровья тоже любят перевоплощаться в разные роли, переодеваясь в «маскарадные» костюмы, как будто проявляя современную подростковую мудрость. Наши ребята стараются преодолевать сложные ситуации с японским спокойствием и хладнокровием, ведь у данных персонажей многое построено на обыгрывании характеров, на пластичности тела и мимике. Каждый учебный день – это форсирование учебных трудностей, о чем ребята без стеснения говорят. И их наставники учитывают не только особенности развития, регулярное общение с законными представителями стало хорошим правилом.
Задаю несколько вопросов Валентине, третьекласснице из многодетной семьи с добрым сердцем, испытывающей трудности со здоровьем и обучением.
– Валентина, тебе нравится учиться?
– Да. Если не будешь учиться, ничего не будешь знать. Я могу учиться. Надо только уроки делать.
– Какие у тебя планы на ближайшее будущее?
– Учиться на пятерки и быстро читать.
– Что можно пожелать ребятам, у которых плохо получается учиться?
– Продолжать учиться. И я им помогу. Или учитель поможет.
– А что пожелать ребятам, которым тяжело находить общий язык со сверстниками?
– Не надо стесняться, я помогу обязательно.
– Как нужно вести себя в конфликте?
– Стараться помириться. Просто сделать мизинцами: «Мирись, мирись, мирись!»
– Что такое многозадачность?
– Это много заданий дали в школе, а дома много заданий по уборке.
– Ты самостоятельно можешь заправить покрывалом кровать, помочь маме в уборке квартиры?
– Да, могу. А еще делаю другие задания, чтобы помочь маме. Помогла, и она рада разрешить мне делать все, кроме поедания конфет.
– За что ты готова говорить родителям спасибо каждый день?
– За то, что они мне помогают во всем и покупают игрушки, сладости.
Вместе с родителями ребятам помогает школа. Небольшими шагами, раздроблением большой цели на маленькие удается приблизиться к намеченной обучающимися и их родителями планке. Дети с интеллектуальными нарушениями в рамках индивидуально выстроенного учебного процесса в школе «Новокосино» не только обучаются. Они, как все мальчишки и девчонки, мечтают в будущем стать учителями, пожарными, полицейскими или врачами…
– Миша, ты учишься во втором классе, а кем хочешь стать, когда вырастешь?
– Врачом. Лечить людей, помогать маме.
– Что для тебя означает быть успешным, решительным?
– Помогать себе во всем, выполнять задуманное.
– Нашему миру нужна доброта людей?
– Да, всем хорошо от доброты.
– Главные три слова о нашей школе?
– Учеба, любимое место, хороший учитель.
– Что нужно делать, когда возник спор или кто-то конфликтует между собой.
– Сидеть тихо. А еще сказать, что тебя обижают…
Стоит отметить, что другой второклассник придерживается иного принципа практико-ориентированного подхода и мечтает защищать всех граждан нашей страны, несмотря на все собственные жизненные трудности. Конечно, при соответствии необходимым требованиям.
– Артем, кем ты хочешь стать по профессии, когда вырастешь?
– Президентом, когда выборы будут.
– Что делает президент?
– Вы что, не знаете? Приказывает кому угодно и что угодно!
– Как думаешь, сложно быть президентом огромной страны?
– Это несложная работа. Особо президент не утруждается.
– А пока ты не взрослый и не президент – у нас в школе интересно учиться?
– Да, мне все нравится. Но больше всего физкультура и математика. А еще я люблю футбол.
Такой же вопрос был задан третьекласснице с «царским» именем Василиса.
– Василиса, тебе нравится учиться в школе?
– Да, я научилась лучше всех решать примеры. Еще стала меньше лениться.
– Кто тебе в этом помог?
– Я помогла себе сама. В классе я медленно писала, не успевала, были очень плохие оценки. А как стала учиться одна, оценки стали хорошие и отличные.
– Чего тебе не хватает?
– Я бы хотела иметь кучу друзей. Но я не успеваю дружить и общаться.
– Назови качества, важные для общения.
– Доброта, неравнодушие, улыбка, смелость, скромность, забота.
– Что самое главное в нашей школе для тебя?
– Учитель учит, и мы сможем стать балеринами, певицами, полицейскими, пожарными, врачами. Сейчас учителя сразу идут к нам на помощь. А на переменах мы делаем что-то интересное. Только мой учитель говорит, что я болтушка. Все вам выболтала сейчас!
Действительно, интервью – дело добровольное. Заметим, что не все согласились быть интервьюированными. Ребята и девчонки – увлекающиеся, добрые сердцем и очень гордые натуры, способные развивать собственную траекторию успеха. Но все же общение действительно остается очень важным для ребят. Особенно девушек. Вот и девятиклассница Алина отметила, что 2020 год был необычным из-за отсутствия привычного общения с друзьями, из-за чего молодежь окончательно переместилась в социальные сети. И, по ее словам, нужно быть уверенным в себе человеком. И не только в девятом классе и в 2020 году!
И пусть дальше современные дети идут в ногу со временем независимо от учебных условий. А в педагогическом комплексе вместе с индивидуальной целью всегда будет возможен нестандартный подход педагогов в работе с детьми. И в 2021 году нам точно не придется скучать, поскольку помощь и поддержка обучающимся необходимы каждый день.
Елена АЛЕКСАНДРОВА, педагог-психолог школы «Новокосино»
Комментарии