По поводу безопасности детей на дорогах сказано много слов, написано программ, издано указов и приказов, но ситуация, к сожалению, все еще далека от идеальной. Ребята продолжают гибнуть и терять здоровье под колесами машин. Конечно, можно требовать ужесточения наказания для водителей, не соблюдающих Правила дорожного движения, ведь часто именно они становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. Но ни в коем случае нельзя забывать и о необходимости обучения детей безопасному поведению на улице, учить их быть более внимательными и осторожными, своевременно оценивать дорожную обстановку.
Роль образовательного учреждения в этом деле очень велика. Каждый педагог, будь то представитель администрации, классный руководитель, учитель-предметник, организатор, руководитель кружка или детского общественного объединения, должен помнить об опасностях, которые подстерегают его питомцев. И конечно, ежедневная работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна быть неотъемлемой частью воспитательной системы школы, включать в себя обязательную программу изучения Правил дорожного движения (ПДД) на классных часах и комплекс внеклассных воспитательных мероприятий, встречи с инспекторами ГИБДД, водителями, преподавателями автошкол.
Обеспечить необходимыми ресурсами всю эту работу в школе подчас достаточно сложно. Не всегда можно найти в ближайших книжных магазинах методическую литературу, сборники игр и сценариев дорожной тематики. Еще сложнее бывает подобрать необходимый материал для наглядной агитации, для оформления стендов в кабинетах и коридорах образовательного учреждения. Конечно, учитывая уровень развития современных технологий, можно использовать ресурсы Интернета, которые рано или поздно приведут на сайт, наполненный так необходимой информацией. Вот только как поймать в Глобальной сети ту самую золотую рыбку, без которой не организовать работу и не поднять ее на необходимый уровень?
Потратив немалые силы и средства, я в свое время нашел во Всемирной паутине то, что показалось мне важным и интересным для составления программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Я не ставил себе целью искать какие-либо готовые сценарии игр и мероприятий, посвященных ПДД. Меня больше интересовали ресурсы, которые могли бы использовать в обучении детей и другие педагоги. И, конечно, интересовал опыт образовательных учреждений и отделов ГИБДД в этой важной работе.
Начать хочу с замечательного издания – газеты «Добрая дорога Детства» (www.dddgazeta.ru). Ознакомившись с нею, я очень скоро стал одним из ее авторов и подписчиков. Но не это главное. Большая разноцветная газета привлекает детей. А ее сайт, на котором можно найти сказки по ПДД и всевозможные методические разработки для педагогов, поистине очень ценен. Архив газеты поможет подготовить мероприятие, ознакомит с различными формами организации работы в направлении предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в других регионах, а также проинформирует о различных конкурсах. На страницах газеты открыта школа безопасности, ответы на задания которой дети присылают в редакцию. Здесь же можно узнать об условиях проведения соревнований «Безопасное колесо», о конкурсе среди образовательных учреждений на лучшую организацию профилактической работы, статистику участия детей в ДТП в вашем регионе. А еще здесь есть интересные странички, посвященные истории нашей Родины, ее памятникам, событиям.
Главное управление внутренних дел Минска (www.guvd.gov.by/gai/dvizenieuid). Этот сайт имеет смысл использовать для патриотического воспитания ребят из отряда юных инспекторов дорожного движения. На нем размещена информация об истории становления движения юных инспекторов, о роли ЮИДовцев в пропаганде ПДД среди сельского населения, о том, как ребята помогали восстанавливать порядок на послевоенных улицах Минска и всей Белоруссии. Но здесь есть и необходимые для организации работы документы: Положение о работе школьного общественного инспектора по безопасности движения, Положение об отрядах юных инспекторов движения.
Учебный центр «Перспектива» (www.perspekt174.ru/BILETIPDD). Эта организация Челябинска занимается подготовкой водителей, трактористов и автомехаников. Казалось бы, юным инспекторам делать тут нечего. Однако здесь ребята могут пройти тест на знание ПДД, то есть практически сдать водительский экзамен. Сразу после тестирования можно посмотреть свои ошибки и получить объяснение к ним. Если у вас нет компьютерного диска с экзаменационными билетами, то этот ресурс будет очень полезен.
«Безопасность для всех» (www.doroga.renault.ru) – один из самых полезных и интересных сайтов. Создан он, как видно из его адреса, по инициативе компании «Рено». Их программа безопасности на дорогах работает во многих странах, а теперь появилась и в России. Я не буду останавливаться на том конкурсе, который они проводят, скажу лишь о самых главных ресурсах сайта.
Основные разделы – «Учительская», «Детская комната», «Родительское собрание». На детской страничке есть игры, которые помогут узнать больше о безопасном поведении на дорогах, родители же найдут здесь полезные советы, как научить ребенка соблюдать правила безопасности на дороге. А вот в «Учительской» можно скачать замечательное пособие «Дорога и я», главы которого говорят сами за себя: «Учимся правильно вести себя на дороге», «Один на улице», «Учим знаки дорожного движения», «За городом», «Опасности на дорогах». В каждом разделе есть вопросы для проверки знаний ребят, ответы на них тоже можно скачать с сайта. К пособию прилагается замечательная рабочая тетрадь для детей, которая тоже может быть скачана и использована для работы. «Дорога и я» позволяет научить ребенка определять опасные ситуации, анализировать их и строить свое поведение таким образом, чтобы оставаться в безопасности при любых обстоятельствах.
Сайт производственной фирмы «Лазурит» (http://lazurit.my1.ru/index/0-21) поможет узнать историю появления дорожных знаков, что неудивительно, поскольку это предприятие занимается их изготовлением. Но здесь есть информация, которая обязательно будет интересна как детям, так и взрослым. Ведь история дорожных знаков началась с незапамятных времен, вместе с появлением первых дорог, а первыми указателями можно считать заметки на коре дерева. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III веке до нашей эры. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи. В России с XVI века по указанию царя Федора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 метров с орлами наверху.
В Советском Союзе в 1927 году были стандартизированы и введены в действие первые шесть дорожных знаков. А о том, когда появлялись новые знаки, вы узнаете, посетив указанный ресурс.
На сайте Департамента образования и науки Сургута (http://uid.s86.ru) есть целый раздел движения ЮИД. Здесь можно найти различные полезные документы, ознакомиться с географией деятельности отрядов ЮИД, а также получить информацию о проводимых мероприятиях и посмотреть фотоотчеты о них.
Игровой сайт «Нам дорогу» (http://namdorogu.ru) предоставляет прекрасную возможность организовать досуг для детей. Провести сказочного смешного героя по дороге в школу, соблюдая все правила, – задача интересная и познавательная. А всевозможные истории, происходящие с героями сайта, будут для детей начальной школы интересными и поучительными. Например, рассказ о том, как один из героев научился переходить дорогу «не только по зеленому, но и по полосатому». Здесь же можно заняться собственным творчеством, например нарисовать рисунок.
Тульская городская молодежная общественная организация «Юные инспектора дорожного движения» (http://svetofor.tula.net/index.html) на своем сайте разместила множество полезной информации – положения, отчеты о проведенных мероприятиях, информацию о конкурсах и многое другое. Интересен опыт взаимодействия различных организаций и структур для проведения городских праздников «Пешеход и светофор», посвященных ПДД. Также очень важно, что здесь не просто рассказано о проведении разовых мероприятий, а показана система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В каждом номере журнала «Веселые медвежата» (www.medvejata.ru/izdatelstvo/) есть раздел для детей, в котором ребят знакомят с ПДД. Поэтому если родители выпишут это детское издание, то сделают, на мой взгляд, правильный выбор. А вот педагогов должны заинтересовать другие материалы, которые подготовило издательство журнала:
наборы плакатов и пособие для велосипедиста;
набор плакатов «Дорожная азбука»;
набор плакатов «Дорога на зеленый свет»;
набор плакатов «Азбука юного пешехода»;
познавательное пособие «Помощник юного велосипедиста»;
набор плакатов «35 лет ЮИД».
Уверен, все это пригодится как для оформления образовательного учреждения, так и для проведения занятий с детьми.
Еще одна полезная организация – производственное объединение «Зарница» (www.zarnitza.ru/bzd/). Выпускаемые им стенды, классные уголки, наборы плакатов позволяют максимально эффективно организовать занятия по изучению ПДД и безопасному поведению на дорогах. Оборудование и пособия этого предприятия рекомендованы для проведения занятий по дисциплине «Автодело» в автошколах, учебных классах автотранспортных предприятий и подразделениях ГИБДД. Для общеобразовательных учреждений выпускаются информационные стенды и уголки, магнитно-маркерные доски и магниты к ним, наглядные пособия и развивающие настольные игры, а также электронные (световые) стенды с дистанционным оборудованием. Конечно, приобретение этого оборудования стоит определенных затрат, но в современных условиях оно действительно необходимо, а на жизни и безопасности детей нельзя экономить. Данный ресурс предназначен в первую очередь для администрации образовательного учреждения.
И, конечно же, стоит посетить сайт Госавтоинспекции МВД России (www. gibdd.ru). Здесь опубликованы последние законы, касающиеся безопасности на дорогах, самые свежие новости и многое другое.
Важнее безопасности детей нет ничего, а потому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма должна занять важное, если не главное, место в воспитательной системе образовательного учреждения. Необходимость этого понимают все, а потому и появляются, в том числе и в Интернете, ресурсы, обеспечивающие методическую базу такого важного направления работы. Главное – найти то, что действительно необходимо, что даст возможность выстроить свою систему профилактической работы.
Олег КАМАКИН, заместитель директора по воспитательной части Центра детского творчества, Ноябрьск, Тюменская область
Комментарии