В социологическом опросе студентов пятнадцати колледжей Кубани, как в зеркале, с точностью “до наоборот”, отразились многие мнения их преподавателей.
Больше всего ребят беспокоит, что с новым дипломом они не смогут устроиться по специальности. Причем у отличников надежд так же мало, как и у троечников. 60 процентов рассчитывают на родителей и знакомых, 20 – только на себя, хотя полной уверенности нет почти ни у кого.
Помощи родных педагогов или службы занятости ждут лишь один-два процента ребят. И здесь они, наверное, правы. Меньше половины техникумов Кубани участвуют сегодня в ярмарках вакансий рабочих и учебных мест.
Что является стимулом для учебы? Если для второкурсников это прежде всего возможность найти перспективную работу, то для выпускников – продолжить обучение в вузе. Желание похвальное, но из семидесяти процентов устремленных в институты ребят, по статистике, поступит лишь каждый третий. Может быть, еще в школе мы исподволь формируем стереотип “вечного ученика”, и появляется элементарный страх перед поиском работы?
Выяснилось, что для всех важна похвала преподавателей, а для трети второкурсников и почти четверти выпускников она стала самым важным стимулом в учебе. Но троечники испытывают особый дефицит морального поощрения и для них очень важны похвала на занятии или почетная грамота.
И практически все считают свое учебное заведение престижным. Исключением стали только три педагогических колледжа в Краснодаре и Туапсе: учителей нынче не ценят!
Но если бы появилась возможность “начать сначала”, половина второкурсников и две трети выпускников сразу бы выбрали… вуз. И только четверть вернулись в родной техникум.
Сейчас в основном все настроены работать по специальности, кроме опять-таки выпускников Туапсинского педагогического и Краснодарского музыкально-педагогического колледжей. Главными причинами разочарования стали низкая зарплата и невысокий социальный статус профессии.
Десятая часть студентов уже работает, но в основном не по специальности и потому считает это делом временным.
Интересно, что за последний год обучения вдвое увеличивается число разочарованных в профессии. И, судя по всему, не только из-за естественного отсева “профнепригодных”.
Ребята признаются, что большинство педагогов не соответствуют их представлениям об идеальном преподавателе. Четверть из них считают, что качество обучения лишь частично соответствует требованиям времени (среди педагогов с этим согласны только семь процентов).
Чтобы прояснить ситуацию, студентам рискнули задать и такой вопрос: дефицит каких качеств педагогов они особенно ощущают? На первом месте “с большим отрывом” оказалось неумение доходчиво объяснять материал.
Тогда даже социологи засомневались: может, речь идет о сложных теоретических курсах? Провели дополнительный анализ – увы, нет никакой связи с соотношением теории и практики у “непонятых” учителей, проблема действительно в мастерстве.
Вторым недостатком-лидером стало… неумение владеть собой и управлять аудиторией. Получается невеселая картина…
Следом идет недостаток общей эрудиции и глубины знания предмета.
Кстати, сами преподаватели нечаянно подтвердили выводы своих учеников, назвав главным недостатком своих коллег неумение владеть собой.
И гораздо больше студентов, чем их наставников, сегодня убеждены: для хорошей подготовки им необходимо расширить существующие курсы и ввести новые, увеличить программы по психологии и вычислительной технике.
Любовь СУСЛОВА
Краснодарский край
Комментарии