В России есть школы, в которых уже прошли выпуски из девятого класса мальчиков и девочек, обучавшихся раздельно с первого класса. В частности, это школа N 103 города Железногорска (Красноярский край). Их опыт показывает, что при раздельном обучении выигрывают и мальчики, и девочки, но мальчики значительно больше. У детей снижается тревожность, повышаются успеваемость и познавательная активность, легче протекает пубертатный возраст. Учитель, работая с детьми одного пола, вынужден перестраивать свой подход к обучению. А учителя-энтузиасты (таких большинство) активно ищут и находят оптимальные варианты обучения и воспитания, направленные не на усредненного бесполого ребенка, а на мальчика или девочку определенного возраста.
А как же быть с проблемой общения полов? В начальной школе мальчики и девочки обычно друг другу не нужны, что подтверждают социометрические исследования. У них свои игры и свой мир. Девочки жалуются, что мальчики очень шумят, дерутся и толкаются, а мальчики – что девочки визжат, щиплются, дразнятся и ябедничают. Ближе к пятому классу постепенно появляется желание в активном общении. По мере вступления в пубертатный возраст девочки все больше тянутся к мальчикам, но не столько к одноклассникам (они еще дети), сколько к старшеклассникам. У мальчиков активное желание общаться с девочками возникает позже, а их сверстницы в этом возрасте уже давно мечтают о принцах. Поэтому подрастающие юноши часто и охотно общаются с более младшими девочками.
Психологи говорят о том, что в классах мальчиков легче воспитывать уважение к девочке и женщине. Если в смешанном классе мальчикам говорят о девочках как о нежных, хрупких, слабых и женственных, то почти всегда слышат: “Эти-то дылды нежные и слабые?!” Да, в определенном возрасте девочки крупнее, выше и, может быть, даже сильнее мальчиков. Как тут говорить о возвышенных существах?! А девочки, когда им говорят о том, что мальчики, мужчины – сильные, мужественные, опора в жизни, тоже лишь усмехаются: “Эти мелкие? Да еще троечники!” В раздельных классах такое временное несоответствие не так заметно.
В Санкт-Петербурге тоже есть опыт раздельного обучения мальчиков и девочек. Так, в школе N 106 Приморского района уже восемь лет существуют классы мальчиков и девочек, а также смешанные классы, но пока только в начальных классах. Идея раздельного обучения родилась у самих педагогов, и результат вполне оправдал ожидания. Уже во втором классе количество троек по математике и в классе мальчиков, и в классе девочек оказалось вдвое меньше, чем в смешанных классах.
Анализ успеваемости по русскому языку не был таким впечатляющим. Но зато преимущества трехлетнего раздельного обучения неожиданно проявились в пятом классе, когда мальчики и девочки уже учились вместе: к концу года и мальчики, и девочки из бывших раздельных классов имели в 2-2,5 раза меньше троек, чем их одноклассники, обучавшиеся в начальной школе в смешанных классах.
Все восемь лет дважды в году проводилось психологическое обследование всех детей начальной школы (психолог И.С.Бордакова). Тестирование показало, что развитие психических функций у детей из раздельных классов было выше, причем к третьему классу у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, хотя по успеваемости картина обратная. У первоклассников школьная адаптация проходит легче в раздельных классах, у детей более положительное отношение к школе. В смешанных классах процесс адаптации более болезненный.
Наша школа, к сожалению, более ориентирована на обучение девочек: учителя чаще женщины; школьные задания требуют умения решать типовые задачи при сведении поисковой деятельности к минимуму; и задание, и ответ требуют четкого грамматического оформления мыслей. А исполнительская сторона речи, ее грамматическое оформление лучше и раньше развивается у девочек. Это потом мальчики догонят и перегонят девочек, когда их мозг пройдет свой более долгий и сложный путь совершенствования. А пока им даже текст учебника понять обычно труднее, ведь учебники чаще пишут левополушарники – люди логического типа мышления (напомним, центры устной и письменной речи находятся в левом полушарии).
Когда в классе нет девочек, учитель с удивлением понимает, что в смешанных классах учил преимущественно девочек, а мальчиков надо учить иначе. Есть учителя, которые, наоборот, и в смешанном классе работают в основном на мальчиков, и это они понимают только попав в класс девочек, но такое случается реже. Разумеется, первые месяцы работы в таких классах тяжелы для учителя. Но ведь школы созданы не для учителей, а для детей!..
Валентина КОТОВА
Комментарии