Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию. Но учитель только тогда способствует социальному прогрессу, когда его общая, профессиональная, духовная культура развивается опережающими темпами по сравнению с подрастающим поколением и основной массой населения.
Между тем диалектика современного общественного развития порождает противоречивую ситуацию, при которой не все педагоги соответствуют своему статусу. Потенциал учителя возрос, но разность потенциалов современного ученика и педагога уменьшилась. Ему стало трудно налаживать контакты с учениками. Отмечается возросшая сопротивляемость учеников тем учителям, кто не отличается высоким уровнем профессиональной подготовки, необходимыми деловыми и нравственными качествами. Изменилось отношение ребят к авторитету педагога. Их мера оценки приближается к критериям взрослых и в основном совпадает с теми требованиями, которые предъявляются обществом.
Начинающие учителя затрудняются перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач, не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. В результате она распадается для них на ряд слабосвязанных друг с другом функций. Все это мешает профессиональной адаптации молодого учителя.
На начало 1990-1991 учебного года в ходе опроса, в котором принимали участие 386 выпускников Ленинск-Кузнецкого педагогического училища, были выявлены следующие проблемы, затрудняющие адаптацию в профессиональной деятельности: комплексный подход к процессу воспитания школьников с использованием возможностей социальной среды ребенка, педагогический анализ учебного процесса и др. Из всех опрошенных лишь 8% отметили, что полностью готовы к профессиональной деятельности и комфортно чувствуют себя в ней.
Поэтому среди социальных приоритетов нашего общества одним из самых важных является совершенствование подготовки учителя и перестройка существующей системы педагогического образования.
Среди основных направлений модернизации – переход на многоуровневую структуру подготовки специалистов. Такой переход осуществляется по различным направлениям.
Нами, Ленинск-Кузнецким педагогическим училищем и Новокузнецким государственным педагогическим институтом (факультетом педагогики и методики начального образования), с целью повышения уровня адаптации будущих специалистов-учителей в 1992 году был создан учебно-педагогический комплекс “педагогическое училище – педагогический институт”. В комплексе ведется подготовка учителей начальных классов с высшим образованием с дополнительной специализацией. На первом этапе была разработана нормативная база, создан единый учебный план, модернизированы программы.
На втором этапе решена проблема интеграции процессов обучения в системе “педучилище – пединститут”, что позволило сформировать коллектив преподавателей, способных повысить научную и методическую подготовку выпускников, усилить их профессиональную направленность.
Третий этап – организация обучения выпускников училища. В июле 1994 года выпущены первые 55 учителей начальных классов с высшим образованием из организованного комплекса. На сегодняшний день сделано 5 выпусков общей численностью около 300 молодых учителей.
Профессиональное становление личности, ее самореализация успешно происходит только в процессе эффективной адаптации молодого специалиста. На педагогическом совете в прошлом году мы обсудили итоги профессиональной адаптации выпускников учебно-педагогического комплекса. Учебные успехи их достаточно высоки: качество успеваемости превышает 60%. Но не все столь успешны в профессиональной деятельности. Это и стало предметом разговора на педагогическом совете. Коллектив преподавателей размышлял над вопросами: почему некоторые выпускники не пришли в образование или не адаптировались к профессиональной деятельности?
Анализ ситуации строится на следующих фактах:
мотивацией поступления на учебу в наше училище у большинства студентов был интерес к профессии учителя или предмету специализации, вместе с тем 11% студентов выпускного курса I ступени и 34% студентов-выпускников II ступени сделали такой выбор из-за отсутствия других учебных заведений в городе;
повысился интерес (в результате нашей работы) к профессии на I ступени у 61%, на II ступени – у 22% студентов;
анализ профнаправленности говорит о том, что к нам идут многие с далеко не ярко выраженной профнаправленностью. Здесь необходимо теснее работать с психологическими службами школ и принимать тех, кто получает рекомендацию в соответствии с профессиональной направленностью.
Анализировался и второй аспект проблемы – процесс адаптации тех выпускников, которые пришли в школу, работают там, преодолевая трудности различного плана. Большинство наших выпускников получили очень хорошие отзывы, характеристики. К примеру, Мельгунова Елена Николаевна работает учителем начальных классов, изучила систему развивающего обучения Занкова, сделала успешный выпуск по этой программе; Косолапова Елена Геннадьевна успешно руководит школьным методическим объединением классных руководителей своей параллели. Очень хорошо отзывается администрация школ г. Ленинска-Кузнецкого и Ленинск-Кузнецкого района о многих наших выпускниках.
Теперь уже наши студенты проходят практическую подготовку у наших выпускников, и тем самым идет прямое наращивание мастерства методистов и преподавателей нашего комплекса.
Результаты экспертного изучения качества подготовки специалистов показали, что на “4” и “5” оцениваются такие показатели, как характеристика знаний предмета, умений и навыков владения методами обучения школьников, основные личностные качества молодого учителя, и значительно ниже у многих оценивается характеристика умений и навыков воспитательной работы с учащимися, владение современными педагогическими инновациями. Эту оценку экспертов в лице администрации школ, методической службы подтвердили и сами выпускники при собеседовании и анкетировании.
В связи с этим для совершенствования подготовки молодого учителя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности на современном этапе интегрированный педагогический коллектив планирует:
больше уделять внимания методике планирования и анализу воспитательной работы;
добиваться повышения качества знаний по психологии школьника, умения их использовать в работе;
учить студентов современным образовательным технологиям;
воспитывать у студентов чувства сопереживания, коллективизма, внимательного отношения к коллегам, обучать навыкам воспитания сознательной дисциплины.
А в целом этапы профессиональной подготовки будущего учителя, по нашему мнению, включают в себя допрофессиональную, профессиональную подготовку и всю последующую профессиональную деятельность. Педагогическое учебное заведение может и должно влиять на этот процесс на всех этапах:
формирования профессионального интереса (13-14 лет);
актуализации проблемы выбора профессии на личностном уровне (15-17 лет);
формирования профессионально значимых качеств личности (17-22 года);
положения в коллективе, в системе межличностных отношений, удовлетворяющих личный статус (после 22 лет).
Наталья ГОЛЯНСКАЯ,
директор Ленинск-Кузнецкого
педагогического училища
Комментарии