search
main
0

Разнообразная деятельность – основа воспитания юного исследователя. ​Юность. Наука. Культура

Известно, что воспитания в чистом виде не существует, что воспитание есть организация деятельности. Если мы хотим воспитать певца, надо, чтобы он пел. Если танцора – танцевал. Если человека доброго – надо, чтобы он творил добрые дела. Деятельность – фактор развития человека.

И юного исследователя – тоже. Разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу различные органы человеческого организма, разные стороны личности, позволяют развивать все качества и свойства личности. Особенностью деятельности в детско-юношеском возрасте является ее воспитывающий характер, ибо именно она позволяет включить ребенка в разнообразные отношения с окружающим миром.Основные виды воспитывающей деятельности юного исследователя.Интеллектуально-познавательная деятельность имеет особую значимость в нашей работе с юными исследователями. В.Гумбольдт писал: «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух».Ценностно-ориентировочная деятельность позволяет выработать научные, этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию: что есть истина? что есть добро и зло? что есть прекрасное и безобразное?Трудовая деятельность (преобразование окружающей материальной среды) и общественно полезная (воздействие на духовную сферу) – виды преобразовательной деятельности, важные для социализации личности: выбора профессии, накопления духовных ценностей.Общественная деятельность реализуется в разнообразных видах ее: в ученическом самоуправлении, в шефстве и благотворительности. У юных исследователей еще и социальное проектирование.Художественно-творческая деятельность – это приобщение к прекрасному, выработка потребности в нем, желание жить по законам красоты. Б.М.Неменский писал: «…Нельзя забывать, что предмет искусства отличен от предмета науки. Физика и математика развивают логическое мышление и репрессируют эмоции. Наука исследует предмет, искусство исследует отношение к предмету».Физкультурно-спортивная деятельность важна для развития физической культуры «я» ребенка, приобретения им культуры здорового образа жизни.Деятельность свободного общения неоценима в развитии индивидуальности: взрослея, человек учится САМ выбирать свой образ жизни и круг общения в зависимости от своих ценностей.Игровая деятельность облегчает в жизни юного исследователя усвоение социально ценных отношений – делает эмоциональным, стимулирует изобретательность. Она имеет высокие нравственные принципы, научает включаться в общение, выступает как модель жизненных коллизий, дает возможность «проигрывать» сложные жизненные ситуации. Игра – это еще и «сотворение собственного мира; это сотрудничество, содружество и сотворчество детей и взрослых» (С.Шмаков).Организуя любую деятельность детей, в основу надо положить принципы совместно-разделенной деятельности, суть которой в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого (пока!) ребенка и умеющего взрослого. Мера участия взрослого с течением времени должна уменьшаться, а ребенка – возрастать.Людмила МАЛЕНКОВА, профессор, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте