Весь мир можно рассматривать как один огромный музей под открытым небом, а детям лучше всего стать исследователями этого мира. Это сделает их жизнь более осмысленной и счастливой.
Елена Ванслова
Школьные музеи – эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю.
Без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. Именно сейчас особенно необходимо воспитывать у молодежи гражданскую позицию и такие качества, как трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье.
И именно деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей рассчитан на внимание и интерес детей. Дети – будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.
Школьные музеи являются также одной из форм дополнительного образования, развивающего сотворчество, активность, самодеятельность учащегося. Все это побудило коллектив школы создать школьный краеведческий музей. Школьный музей получил название «История крестьянского быта».
Наша школа начала свой жизненный и творческий путь в 1985 году. В педагогическом коллективе работали учителя изо Ирина Эмильевна Кошекова и Нина Ивановна Пьянкова. Под их руководством был создан музей истории русского быта. Свое старание и умение в оформление музея и его декора деревянными элементами вложил учитель обслуживающего труда Павел Иванович Яшин. Вскоре школа получила статус экспериментальной площадки Центра Бориса Михайловича Неменского, народного художника России, академика РАО.
Наш музей представлен как частичка художественной культуры русского народа. Через музей учащиеся познают народные традиции, а также все их разнообразие и богатство. Через зрительный образ русской деревянной избы, изучение русского национального костюма и, конечно, культурологическое изучение праздников и обрядов у ребят строится понимание наших корней, связи поколений. Наш музей – это живой организм, так как здесь проводились и будут проводиться фольклорные и православные праздники.
В музее проходит учебная и воспитательная работа нашей школы. Изучение и хранение коллекций предметов русского крестьянского быта являются одной из составляющих деятельности музея.
Тематические разделы экспозиций нашего музея:
1. Предметы внутреннего убранства избы.
2. Орудия труда крестьян.
3. Домашняя утварь.
4. Предметы убранства избы.
5. Русский народный костюм.
Роль школьного музея как нельзя лучше выражают замечательные слова российского филолога Д.С.Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране…»
Именно поэтому так важно иметь такое сокровище, как школьный музей, благодаря которому учащиеся будут развиваться духовно, морально и эстетически.
Лариса МАЩЕНКО, учитель технологии, руководитель музея крестьянского быта школы №996
Комментарии