Цель: Осуществить полноту знаний учащихся по теме, формировать навыки поведения в конфликтных ситуациях. Развивать умения учащихся выделить главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, логически излагать свои мысли. Формировать толерантное отношение к окружающим, воспитывать требовательное отношение к себе, дисциплинированность.
Оборудование: Сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека; конверты с мозаикой; плакат со статьями 1 и 2 Декларации прав человека; у каждого ребенка альбомный лист и фломастер; тетради у учащихся.
Основные понятия: толерантность, социальное явление, конфликт, компромисс, сотрудничество, уход от конфликта, приспособление, соперничество.
План урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся по теме.
1. Психологический тренинг.
III. Этап усвоения новых знаний.
1. Создание конфликтной ситуации.
2. Определения понятия “конфликт” в процессе обсуждения результата упражнения.
3. Определение причин, вызывающих конфликт, в ходе упражнения “Паутина конфликтов”; работа со Всеобщей декларацией прав человека.
IV. Закрепление нового материала.
1. Ролевая игра “Подарки”.
2. Составление мозаики “Толерантность”.
3. Тест “Конфликт”.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
VII. Оценка деятельности учащихся на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент (2-3 мин.).
(Двое учащихся спорят, нарушая дисциплину, не реагируя на начало урока)
Учитель: Стоп! Ребята, не срывайте, пожалуйста, нам урок. Садитесь на свои места и настройтесь на работу.
(Спрашиваю у класса): Что произошло между Олегом и Светой?
Дети: Конфликт.
Учитель: Верно, это и есть тема нашего сегодняшнего урока. (Указываю на запись на доске). Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим такое знакомое нам всем явление, как конфликт. В реальной жизни нам не избежать конфликтов, но нужно быть к ним готовыми, т.е. знать о конфликте как можно больше. Поэтому мы попытаемся понять, почему возникают подобные конфликтные ситуации и какие возможные пути выхода из них, что помогает в разрешении конфликтов и их предотвращении. Но при этом будем стремиться выделить самое главное в изучаемом материале и обязательно соблюдать все правила ведения дискуссии и работы в группе. С понятием “конфликт” мы познакомимся на уроке, а знакомые понятия давайте вспомним (обращаемся к записям на доске: толерантность, социальное явление). Запишите в тетрадях число и тему урока.
II. Актуализация знаний учащихся
1. Психологический тренинг (3-4 мин.).
(Создать благоприятную, комфортную обстановку, чтобы актуализировать знания учащихся, вызвать интерес к проблеме).
Учитель: Я предлагаю, по очереди, каждому из вас ответить на 2 вопроса:
1) Если бы я мог(могла) научить всех в мире чему-нибудь одному, чему бы я научил(а)?
Учитель: Терпимости к другим, доброте…
Дети: Взаимопониманию, милосердию, справедливости, согласию…
Учитель:
2) Сотрудничество и помощь другим важны, потому что…
Учитель: Это помогает жить в мире.
Дети: Понимать друг друга; один ум хорошо, а два лучше; одному ничего нельзя сделать; больше способствует пониманию…
Учитель: Спасибо за ваши добрые ответы. Давайте попробуем определить, есть ли в нас самих названные вами качества. И проведем это в такой форме.
III. Этап усвоения новых знаний
1. Создание конфликтной ситуации – упражнение “Рисунок”.
Учитель: Вам нужно нарисовать вдвоем, как сидите за партой, но на одном листе бумаги и одним фломастером такой рисунок: дом, дерево, собаку. Даю вам на выполнение задания всего одну минуту.
(Дети выполняют задание)
Учитель: А теперь поднимите свои рисунки и покажите их мне и своим одноклассникам. Спасибо.
2. Обсуждение
Учитель: Ребята, чем вам показалось это задание необычным?
Дети: Надо было решить, чьим фломастером рисовать, что рисовать: ведь дом, дерево и собаку каждый хотел нарисовать по-своему.
Учитель: Как вам удалось выполнить это задание?
Дети: Сумели договориться.
Учитель: Раскрою вам небольшой секрет: я искусственно создала для вас конфликтную ситуацию. В чем она заключалась?
Дети: Двоим дали одно и то же задание.
Учитель: Так что же такое конфликт?
Дети: Это спор, разногласие по какому-то вопросу.
Учитель: Как была решена данная проблема: положительно или отрицательно?
Дети: Положительно, т.к. мы выполнили задание.
Учитель: Что помогло вам выполнить это необычное задание?
Дети: Взаимопонимание, доверие, согласие, договор.
Учитель: Т.е. вы пошли друг другу на уступки, нашли компромиссное решение или компромисс. Каким другим мог быть вариант решения данной проблемы?
Дети: Спор, отказаться самому в пользу другого и т.д.
(Учитель объясняет остальные стили поведения в конфликтной ситуации. Дети делают запись в тетрадях: конфликт – это разногласие между людьми.
Стили поведения: компромисс, сотрудничество, уход от конфликта, соперничество, приспособление).
Учитель: Как вы считаете, какой стиль поведения в конфликтной ситуации наиболее правильный? Почему?
Дети: Компромисс, сотрудничество, т.к. оба оппонента остаются в выигрыше.
Учитель: Вернемся к ситуации в самом начале урока. Как бы вы теперь посоветовали решить проблему своим одноклассникам?
Дети: Пойти на уступки, найти компромисс.
3. “Паутина конфликтов”
Учитель: А сейчас давайте попробуем определить, какие еще причины могут вызвать конфликты. Поработайте с сокращенным вариантом Всеобщей декларации прав человека и назовите несколько таких причин, например (учитель работает на доске, дети в тетрадях). (См. схему).
Учитель: На что похожа эта схема?
Посмотрите, ребята, эту “паутину” можно продолжать бесконечно. Действительно, человек, словно бабочка в паутине, запутывается в конфликтах, если не старается их предотвратить или прекратить. Какой вывод можно сделать?
Дети: Уважать права других людей, терпимо относиться к другим людям и их религиям.
IV. Закрепление новых знаний
1. Ролевая игра “Подарки”
Учитель: Теперь я предлагаю вам проверить на практике, как вы усвоили понятие “конфликт”. Для этого мы с вами проведем небольшую ролевую игру, которая называется “Подарки”.
Я приглашаю действующих лиц – 2 мальчиков, 2 девочек (даю им роли):
Мама, папа, старший брат Сережа и младшая сестра Оля. Послушайте историю:
“Сережа – семиклассник, а Оля – его младшая сестра.
Сегодня они были очень счастливы, потому что родители купили им обоим очень хорошие подарки. Сережа получил гитару. Он так обрадовался, что сразу начал играть на ней. Оля тоже была очень рада, потому что ей подарили барабан, на котором она тоже стала немедленно играть. Сначала дети были очень довольны, потому что оба получили подарки, оба могли одновременно играть. Но через некоторое время они поняли, что не могут сконцентрироваться, если оба играют одновременно.
Инсценировка
Сережа: Оля, сделай перерыв, пожалуйста, я не могу услышать мелодию, какая у меня получается. Дай я один поиграю!
Оля (возмущенно): А меня твое бренчание не беспокоит, и я буду барабанить когда хочу и сколько хочу!
(Продолжает играть на барабане)
Сережа (сердито): Ах, так!.. Ну ладно!..
(начинает бить по струнам сильнее)
(Оля барабанит еще громче)
Учитель: И тут на шум в комнату к детям вошли родители…”
Родители: Что вы делаете? (Развязка ситуации)
Учитель: Спасибо, ребята! Можете занять свои места. Обсудите в группах другие варианты того, что могло произойти, когда вошли родители.
(30 сек.)
(Ответы детей)
Учитель: Как произошел этот конфликт? Почему?
Какие чувства испытывали Сережа и Оля?
А что могут сказать наши артисты?
Как этот конфликт мог бы быть предотвращен?
Какие качества в себе должны развивать Сережа и Оля? Для чего?
2. Составление мозаики “Толерантность”:
Я уверена, что вы сделали для себя определенные выводы и будете уважать не только себя, но и окружающих. И в подтверждение этого предлагаю вам мозаику в своей группе и ответить на вопрос:
Что объединяет людей, изображенных на рисунке, таких разных, не похожих друг на друга?
Дети: Уважение друг к другу, доверие, понимание, дружба, терпимость к различиям.
(Учитель вывешивает плакат на доску).
Учитель: Все, что вы сейчас назвали, – это именно те отношения между людьми, которые необходимы для того, чтобы конфликты никогда не возникали. Именно это и закреплено во Всеобщей декларации прав человека в статьях 1 и 2.
(Дети зачитывают с плаката)
3. Тест “Конфликт”
– Мы сегодня много говорим о конфликте, о том, как следует его разрешить. Давайте проверим, как вы это усвоили при помощи теста.
Я даю вам буквально полминутки, чтобы ответить на предложенные вопросы.
(Дети работают с тестом:
1. Конфликт – это…
а) разногласие
б) взаимопонимание
в) толерантность.
2. Наилучший способ решения конфликтной ситуации:
а) неприятие мнения оппонента
б) компромисс
в) полное подчинение оппоненту.
3. Причиной возникновения конфликтной ситуации может быть:
а) уважение прав другого человека
б) толерантность мнения
в) нетерпимость к другим мнениям и различиям.
4. Что может объединять разных людей (можете дать несколько ответов):
а) доверие
б) разногласие
в) толерантность
г) неуважение других
д) взаимопонимание.
5. В вашей жизни были конфликты?
а) нет
б) да, с ровесниками
в) да, с учителями
г) да, с родителями
д) другое (напишите) ___
Учитель: А сейчас проверим ваши ответы. Я зачитываю тест, вы поднимаете руку, когда услышите ответ, выбранный вами.
Учитель: Молодцы. Думаю, что в вашей жизни теперь будет гораздо меньше конфликтов.
V. Итог урока.
Учитель: Итак, ребята, пришло время подвести итог нашего урока.
С какими новыми понятиями вы познакомились?
Что такое конфликт?
Что еще нового узнали на уроке?
Дети: Как может быть разрешен конфликт, как его предотвратить, как вести себя в конфликтной ситуации).
Учитель: Мы живем в одном мире, дышим одним воздухом, пользуемся той же водой, зависим от одних и тех же ресурсов и испытываем одинаковые чувства. Стремление к миру – это прежде всего терпимое отношение друг к другу.
VI. Домашнее задание.
Учитель: Домашнее задание дано вам на карточке. Вспомните ситуации из жизни, подумайте и продолжите варианты ответной реакции человека на возникновение конфликта – т.е. что мы делаем при появлении конфликта;
притворяемся, что ничего не случилось
плачем, шутим и т.д.
– Задание понятно?
Учитель: И следующий урок мы начнем с анализа этих карточек. Это задание вам дается не для заучивания, а для раздумий. Ведь на уроках граждановедения вы должны получать не только знания по основам, но и то, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе.
VII. Оценка деятельности учащихся на уроке.
Наталья ГУДОШНИКОВА,
учитель граждановедения
Саранск
Комментарии