search
main
0

Разноцветный мир детства в стране Образование…

​Детство – это особенный, ни на что не похожий мир фантазий и игр, воспринимаемых детьми как реальность. Играя, дети этот мир постигают.

Как же обеспечить развитие личности ребенка, сформировать его самостоятельность и инициативность, развить любознательность и индивидуальные способности, свойственные только ему, именно этому ребенку?Ребенок развивается не так стремительно, как иногда хочется окружающим взрослым. Мы представляем развитие ребенка в виде движения по спирали, виток за витком. Переходя на последующий виток, ребенок несет с собой багаж уже ранее полученных знаний и умений, что позволяет ему заниматься преобразованием и дает толчок к дальнейшему развитию. Для ребенка приобретение собственного опыта – это практика, культурной она сможет стать только в случае, если ему будут открыты возможности для личной инициативы, самостоятельности выбора, творческой продуктивной деятельности, мотивации достижений.В модели, созданной нами, каждый виток, характеризующий конкретный возраст ребенка, обозначен определенным цветом.Первая ступень (первый виток) охватывает возрастной период от рождения до 3 лет и представлена сине-зеленым цветом. Начало витка – синий цвет, символизирующий спокойствие, удовлетворенность ребенка, потому что рядом близкий человек – мама. Синий цвет постепенно переходит в зеленый, так мы видим «переходный период» ребенка: кризис 2,6 – 3 года. При переходе на следующий возрастной этап появляется потребность в самоутверждении – «я сам». Если поддержать ребенка, то у него в последующем сформируется такое качество, как инициативность.Вторая ступень (второй виток) – возраст от трех до четырех лет – представлена смесью зелено-красных цветов. Эти цвета, на наш взгляд, говорят об автономности ребенка, развитии его инициативности, возрастающей потребности в самоутверждении. Позицию взрослого по отношению к ребенку на этом возрастном этапе мы понимаем как необходимость предоставления ребенку большей самостоятельности в выборе действий. Ребенок говорит: «Ты мне нужен, будь рядом, но не мешай. Дай мне попробовать самому». Поэтому особое внимание в работе с детьми младшего возраста мы обращаем на организацию наблюдений за предметами окружающей действительности, пальчиковых упражнений, игровых заданий на развитие комбинаторных способностей, проблемных ситуаций.Третья ступень (третий виток) охватывает период с четырех до пяти лет. Здесь уже совсем иные цвета – красный и фиолетовый, мы назвали этот возраст «возраст противоречий». С одной стороны, дети активны, дружелюбны, общительны, но и раздражительны. С другой стороны, они беспокойны, эмоционально напряжены и имеют потребность в душевном контакте. Именно об этом говорит фиолетовый цвет – цвет мечтателей и фантазеров. Как-то, разговаривая с детьми, мы им задали такие вопросы: «Кто такой ребенок?», «Зачем нужны дети?» Из многочисленных рассуждений детей можно выделить ответы: «Ребенок – это человек, у которого нет профессии», «Дети нужны, чтобы зарабатывать деньги, когда родители постареют» (Костя, 5 лет). Наблюдая за детьми, мы сделали для себя интересное открытие: если раньше был мир почемучек, анализирующих и ищущих причину, то сейчас для многих детей значим вопрос «зачем?», а это значит, надо знать цель и что как следствие будет в дальнейшем. Поиску ответа на этот вопрос во многом способствует проектно-исследовательская деятельность. Проект – это маленькая жизнь одной из идей, воплощаемых в реальность. Он позволяет интегрировать в себе содержание различных практик и дает ответ на интересующий вопрос: зачем это надо? Важно найти условия удержания и пролонгации интереса ребенка. Неоспоримую помощь в этом нам оказывает игра. Если дети проявляют самостоятельность и инициативу при организации игровой деятельности, то можно предположить, что в дальнейшем у них будут сформированы и базовые компетенции.Четвертая ступень (четвертый виток) – это смесь красного, оранжевого, желтого, синего цветов. Последний виток символизирует возраст старших дошкольников (5-7 лет). Самостоятельность для них не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Для детей этого возраста большое значение имеет возможность быть самыми лучшими, а для педагога – быть творцом, уметь и желать творить, в том числе сочинять новые слова или стихотворения. Например, как пятилетняя Ника написала:На белом листе нарисован наш дом.И мы в этом доме все вместе живем,И люди с людьми говорят обо всем,И нам ли не знать, как мы дружно живем!Нет пределов совершенствованию, развитие человека бесконечно. Вряд ли мы доберемся до последнего витка спирали. Но надо понимать: когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве отдельных «кирпичей» и правильности их «укладки». Только от нас зависит, насколько этот храм будет наполнен светом радости и доброты.Елена ЛОМАКИНА, гимназия №1562 им. Артема Боровика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте