Цель данной статьи – показать на примере собственных наработок по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, как ее теоретические аспекты можно применять на практике.
Особенности реализации системы общего развития школьников при обучении грамоте
В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.
Отметим существенные особенности первоклассников, которые определяют успешность их обучения родному языку:
1. Превалирует эмоциональное начало, которое и дает толчок интеллектуальному, творческому началу.
2. Нынешним первоклассникам свойственны синкретизм мышления, низкий уровень развития анализа и синтеза.
3. Механизмы мышления наиболее продуктивно работают на наглядно-действенном, наглядно-образном и в какой-то мере словесно-образном уровнях.
Среди других характеристик отметим узкий кругозор, низкий уровень развития внутренней речи, внутреннего плана действий, малый опыт активной работы речевых центров левого полушария и центра, связанного с перекодированием знаков, непреднамеренный, непроизвольный характер деятельности. Успешность формирования у детей ЗУНов прямо зависит от уровня развития предпосылок успешного обучения русскому языку. Этот вывод позволяет выделить следующие основные задачи периода обучения грамоте:
научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
активизировать внутреннюю и внешнюю речь;
развивать интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызывая у ребенка положительное отношение к учению;
развивать психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.
Зависимость качества усвоения знаний, умений и навыков от общего развития школьников побудила Л.В.Занкова к введению понятий «прямой» и «косвенный» пути обучения. Прямой путь – это накопление и осмысление школьниками разнообразных сведений, выполнение заданий, упражнений в соответствии с требованиями программы каждого предмета. Косвенный путь – продвижение школьников в общем развитии (Л.В.Занков. Избранные педагогические труды, 1996, с.196). Реализация косвенных путей при обучении грамоте предполагает создание условий для развития мышления, волевых, нравственных качеств личности, ее эмоций и чувств, а также разработку системы заданий, направленной на развитие предпосылок продуктивного обучения грамоте и в целом русскому языку. Большую роль в этом играют сопоставление широкого литературного и языкового материала, смысловой анализ картинок, текстов, слов, активное развитие фонематического слуха, творческий характер заданий.
Из этого вытекает сквозная цель курса – освоение коммуникативной функции языка, создание целостной языковой картины, так как только она может быть базой для общего развития детей. При переходе на обучение детей более младшего возраста, которых отличает низкий уровень сформированности предпосылок продуктивного обучения, встает вопрос о продолжительности подготовленного обучения. Л.В.Занков считал, что начальный этап обучения грамоте нельзя удлинять.
Эту позицию подкрепляют психологи и логопеды, которые отмечают взаимосвязь между умением ребенка работать с абстрактным понятием «звук» и ведущим уровнем мышления. Работа по звукобуквенному анализу, по формированию других предпосылок продуктивного обучения пронизывает всю азбуку и рабочие тетради.
В «Азбуке» предложен принципиально новый порядок изучения букв: от букв, обозначающих наиболее слышимые звуки – однозвучные гласные и звонкие согласные, к буквам, обозначающим двузначные гласные и глухие и шипящие согласные звуки. Предлагается постепенное усложнение слогового состава вводимых слов; система заданий предусматривает естественное многократное перечитывание слов, предложений, текстов; разработаны задания, развивающие предпосылки продуктивного обучения грамоте и в целом русскому языку.
Курс обучения грамоте является пропедевтическим. В нем заложены начала изучения русского языка и литературы. Учебник «Азбука» и дополнительные тетради «Я читаю?», «Я читаю», «Я читаю!», разработанные Н.Я.Нечаевой и К.С.Белорусец, знакомят детей с художественным словом, содержат материал для развития связной устной и письменной речи, глубоких грамматических и орфографических наблюдений. На данном этапе широкое языковое поле необходимо прежде всего для решения главной задачи – быстрого и продуктивного формирования навыков чтения и письма.
Обучение чтению в системе Л.В.Занкова, как и в традиционной, строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе.
Уметь читать – значит уметь быстро и правильно перекодировать знаки и понимать их смысл. Следовательно, на подготовительном этапе представлен материал для перекодирования, расшифровки разных знаков: ученики считывают смысл рисунков, пиктограмм, расшифровывают знаки города, транспорта, «читают» следы на земле, по костюмам узнают героев сказок, спортсменов, по обстановке в комнатах устанавливают, кто там живет, и др. Дети работают с различными шифровками и знаками, но главное – со схемами слов и предложений.
Так, со страницы 6 «Азбуки» дети начинают работать со схемами предложений, а со страницы 10 – с буквенными схемами слов. Вся работа по звуковому анализу осуществляется на слух и артикуляционно, так как звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем, но пока дети не знают букв, они работают с их заменителями – квадратиками, поэтому в квадраты схем слов они могут вписывать знакомые им буквы. На странице 13 под рисунком лука дана схема слова «лук» из трех квадратов. Стрелка указывает, что дети должны вписать букву в средний квадрат. Для выполнения этого задания необходимо произнести слово, название предмета, удлиняя второй звук, вслушаться в его звуковой состав, проанализировать порядок звуков, услышать второй звук и во второй квадрат вписать букву, которой он обозначается. На стр. 19 «Азбуки» даны похожие, но различающиеся отдельными деталями иллюстрации к сказкам «Маша и медведь» и «Три медведя». Задание: «Составьте схемы названий этих сказок. Найдите различия в картинках». Ниже нарисованы ложка, стул, миска, кружки – атрибуты сказки «Три медведя». Под рисунками даны подписи с пропусками известных детям букв о, у, а, которые они вписывают, проведя фонетический анализ слов.
Эти задания дают детям возможность осуществить анализ наглядных образцов-рисунков, литературный, грамматический и фонетический анализ, вспомнить сказки и поговорить о них, поработать на уровне предложения, слова, звука – буквы. Одни будут активны при выполнении заданий, другие в какие-то моменты будут слушателями. Но каждый найдет для себя свой уровень, никто не выпадет из этого этапа урока полностью, так как разноуровневое содержание позволяет подходить к анализу многоаспектно. Для речевого развития и адаптации ребенка к новым условиям жизни в «Азбуку» введен «театр». Основная его задача – пробудить у детей внутреннюю потребность в общении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями.
Особенности системы Л.В.Занкова при изучении математики в 1-м классе
В процессе изучения математики должны решаться следующие задачи: достижение максимального результата в общем развитии школьников и овладение знаниями, умениями и навыками, которые предусмотрены программой. Учителю, работающему в системе Л.В.Занкова, важно помнить, что обучение математике должно способствовать не только развитию ума и волевых качеств личности, но и чувств, эмоций, формированию моральных позиций. В этом учителю помогают программы и учебники. Целевое назначение «Учебников-тетрадей» – формирование деятельности анализирующего наблюдения. Содержание учебников содержит три разных уровня.
К первому уровню относится материал, подлежащий прочному усвоению. Например, в 1-м классе: цифры, при помощи которых записываются числа, знаки сравнения, переместительный закон сложения, таблица сложения в пределах получения числа 9 и т.д. Этот материал должен быть усвоен каждым учеником не ниже, чем удовлетворительно.
Ко второму уровню относится материал, расширяющий и углубляющий понимание материала основного уровня. В первом классе к этому уровню относится знакомство с неравенствами и уравнениями и т.д.
К третьему уровню относится материал, направленный на расширение общего и математического кругозора учеников. Например, знакомство с геометрическим способом сложения и вычитания отрезков, с объемными геометрическими телами. Глубина и объем знакомства с материалами второго и третьего уровней сугубо индивидуальны для каждого класса и каждого ученика. Как и в традиционной, основной формой обучения в системе Л.В.Занкова является классно-урочная, но структура урока отличается. На уроке «по Занкову» идет работа с самым разным материалом, изучается несколько тем. Одна из них является для данного урока ведущей, остальные служат фоном и продолжают развитие остальных тем, включенных в урок.
Рассмотрим для примера несколько страниц третьей части учебника.
1. Нахождение двух чисел разными способами.
2. Работа с понятиями «столько же», «больше», «меньше».
3. Закрепление понятий «разность», «значение разности».
4. Знакомство с терминами «уменьшаемое», «вычитаемое».
5. Использование свойств натурального ряда для оценки данных последовательностей чисел и преобразование их в натуральный ряд.
6. Нахождение значения суммы при помощи натурального ряда чисел.
7. Место числа 0 в упорядоченном множестве изучаемых чисел.
Из перечисленных заданий к основной теме относятся четыре – 1, 3, 4, 6. Между ними располагаются задания, относящиеся к разным вопросам, изучение которых начато в предыдущих частях учебника.
Итак, первая особенность урока математики – его многоаспектность. Следующая особенность – отсутствие четкого разделения на привычные этапы: изучение нового материала, повторение, закрепление нового материала. Это объясняется тем, что почти каждое задание учебника включает в себя элементы всех этих этапов. Большое значение приобретает работа по формированию умения выделять признаки сходства и различия сравниваемых предметов, умения ориентироваться в пространстве и на плоскости. Этим темам посвящены задания в двух первых частях учебника (ч.1: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 21, 28, 38 и т.д.; ч.2: 2, 5, 6, 7, 22, 35, 38 и т.д.).
Так, в задании 28 (ч.1) сравниваемые предметы различаются по двум признакам – размер и цвет, а похожи формой и направлением движения. Это наблюдение помогает ответить на первый вопрос задания. Выполнить второе задание дети смогут, заметив, что все машины в первом ряду расположены в порядке увеличения их размера. В задании 11 (ч.1) содержится материал для ориентировки. Отвечая на первые два вопроса, дети назовут облака и речку. А вот с остальными объектами рисунка все не так однозначно: дома по отношению к реке находятся вверху, а по отношению к облакам – внизу и т.д.
Анализ дополнительных рисунков столкнет учащихся с неоднозначными ситуациями: мельница, костер, летящая утка и солнце могут находиться как вверху, так и внизу, в зависимости от конкретной ситуации.
Первая из основных тем начального курса математики – изучение однозначных чисел. Основные вопросы, на которые должны ответить дети, это: «Зачем нужны числа?» и «Что такое число?». Изучение этой темы начинается с введения понятий «много – мало», «больше – меньше», «столько же» (№№ 3, 6, 13, 20, 23, 30 и т.д., ч.1). В этот период важно сначала установить соотношение без пересчета, так как важнейшей задачей является формирование зрительного образа множества, соответствующего каждому однозначному числу.
Первоначальный этап знакомства с числами завершается введением термина «натуральное число» (с.111 (21).
После знакомства со всеми натуральными однозначными числами наступает следующий этап – упорядочение этих чисел, т.е. построение начала натурального ряда чисел (ч.2: №№ 1, 14, 23, 28 и т.д.). В задании 41 (ч.2) происходит знакомство с понятием «отрезок натурального ряда», а в № 85 (ч.2) дети знакомятся с числом 0 и определяют его место в упорядоченном множестве чисел.
Переход к теме «Двузначные числа» – начало поэтапного расширения множества натуральных чисел, которое продолжается на протяжении всего начального обучения. Изучение каждого концентра натуральных чисел решает два вопроса: овладение устной и письменной нумерацией, осознание основных принципов построения той системы счисления, которой мы пользуемся.
Выполнение дидактических принципов системы на уроках математики позволяет достичь максимальных результатов в общем развитии и овладении знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.
Например, принцип обучения на высоком уровне трудности опирается на зону ближайшего развития ребенка.
Так, в учебнике «Математика, 1 класс» И.Аргинской (III часть, стр. 17, урок № 7) работа над № 33 (состав числа 5) предполагает следующие задания:
1. Расскажи о рисунке (стр. 43) все, что заметил:
1. К каждому ряду квадратиков напиши сумму и ее значение.
2. Перепиши равенства в порядке уменьшения первого слагаемого. Какой столбик ты получил?
Уже в самом начале перед учениками ставится общая проблема, связанная не только с анализом предложенного рисунка, но и выводящая их на обобщение. Кроме того, тренируется умение слушать товарища. Дети многое замечают в рисунке: четыре ряда квадратов, красные и синие квадраты, как они расположены, синих и красных квадратов в разных рядах разное количество, разный порядок расположения синих квадратов (порядок уменьшения) 1 и 2 ряды, 3 и 4 ряды.
После такого анализа рисунка дети могут самостоятельно к каждому ряду квадратов в первом столбике записать сумму и ее значение. В ходе проверки выясняются и разъясняются разночтения в выполнении работы, связанные с выбором в качестве первого слагаемого количества квадратов того или иного цвета. Затем детям предлагается подчеркнуть 1-е слагаемое и во втором столбике записать равенства в порядке уменьшения. Это задание также выполняется самостоятельно и проверяется. Вопрос: «Что вы можете сказать о втором столбике?» – вызывает у ребят эмоциональный отклик. Они узнали во втором столбике уже знакомую таблицу сложения и активно ее повторяют в разных порядках.
Следующий принцип: быстрый темп изучения учебного материала. Отсутствие однообразных многократных повторений, топтания на месте – основной смысл этого принципа. Вместе с тем быстрый темп не означает спешку в изучении вопросов программы. Он происходит от постоянного приращения знаний за счет новых повторов в рассмотрении изучаемых тем, установления новых связей между новым и изученным ранее материалом и даже тем, что будет изучаться значительно позже. Например, в 1-м классе на уроке, тема которого «Определение места числа 0 среди других однозначных чисел», можно подвести детей к знакомству с рядом целых неотрицательных чисел, хотя запоминать это не нужно. В обучении математике осуществление этого принципа выражается главным образом в том, что на каждом уроке дети обязательно сталкиваются с новым материалом в той или иной форме.
Формирование вычислительных навыков происходит в несколько этапов. На первом дети ищут пути выполнения той операции, которой им предстоит овладеть, сравнивают и выбирают наиболее рациональный. Например, в первом классе идет апробация способов табличного сложения и вычитания: это пересчет, перечитывание, движение по натуральному ряду, использование таблицы сложения и вычитания. В итоге создается алгоритм выполнения операции. Далее формируется правильность выполнения операции. Это не только и не столько решение готовых выражений, сколько активное создание новых или выявленных условий для создания определенного набора выражений. Так, на уроке в 1-м классе (№ 87, ч.3) учащимся дается задание найти значения сумм (5+2, 4+2, 3+2) по таблице сложения, т.е. использовать найденный алгоритм решения.
Следующий вопрос задания: «Почему значение каждой следующей суммы меньше предыдущего?». Ответ требует анализа получившихся равенств, выявления заложенной в них закономерности.
Таким образом, добавляются новые суммы 7+2, 6+2, 2+2, 1+2, могут появиться и суммы 9+2, 8+2, 10+2, 11+2, выходящие за рамки изученного материала. Через осознание происходит понимание, у большинства детей постепенно исчезают ошибки, связанные с незнанием, непониманием пути выполнения операции. Значит, можно двигаться к заключительному этапу – формированию скорости выполнения операции. Очень важно, что в данном случае решаются не просто столбики примеров, предлагаются завуалированные ситуации, когда необходимость выполнения вычислений диктуется необходимостью решения другой проблемы. Этой цели служат раскрашивание загадочного рисунка, восстановление незаконченного рисунка, прохождение лабиринтов и т.д. Важной особенностью формирования вычислительных навыков является сведение к минимуму нагрузки на механическую память. Запоминание таблицы сложения идет на основе постоянной разноплановой деятельности со справочником-таблицей, когда включаются разные виды памяти – зрительная, слуховая, двигательная, логическая.
Одной из важнейших проблем обучения математике является формирование умения решать текстовые задачи.
Первая цель – научить детей работать с текстом задачи. Для ее достижения необходимо два условия: владение навыком чтения и владение на высоком уровне комплексом мыслительных операций. Необходимость существования этих условий требует отсрочки начала основной работы с задачами. Для четырехлетней начальной школы эта отсрочка составляет весь первый год обучения, в течение которого происходит подготовка к работе по этой важной теме. Детям предлагаются следующие задания:
– восстановление развития сюжета по серии рисунков;
– составление математических рассказов к одному сюжетному рисунку;
– завершение серии рисунков до полного восстановления сюжета.
Так, при выполнении задания № 58 (ч.2) дети могут предложить такие рассказы:
1. На ветке сидели 9 голубей, 3 белых и 6 серых. Им захотелось кушать, и они полетели за едой. Впереди летело 4 голубя, сзади 5.
2. В теплые края летела стая из 9 голубей. Впереди летели 4 голубя: 1 белый и 3 серых, а сзади 5 голубей: 2 белых и 3 серых.
Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Итогом этой работы является развитие не только мыслительных качеств, но и доброжелательности, терпимости, коллективизма.
Яна МАРКОВА, учитель начальных классов СШ №4 г. Сальска, учитель года Дона-2003
Комментарии