search
main
0

Размывая границы

Что опыт общения детей и родителей говорит о школьном образовании?

Школы в период дистанционного обучения во многом полагались на родителей. Участие семей позволило четче увидеть проблемы, о существовании которых мы знаем уже давно. Мне хотелось бы поговорить о трех таких проблемах на основе данных опроса родителей, который мы провели в мае 2020 года. Опрос проходил в партнерских школах НИУ ВШЭ. Анкету заполнили более 2500 человек из 15 российских регионов. Также использованы материалы интервью со школьниками 16-17 лет, живущими в Москве, Московской, Свердловской, Томской областях.

Елизавета СИВАК

Первая проблема – неравенство. Мы уже давно знаем о том, то дети учатся в неодинаковых условиях. Об этом говорят исследователи образования, это знают люди, которые работают в школах. Но ситуация с дистанционным обучением в очередной раз показала: данная проблема сохраняется, а в период закрытия школ неравенство даже усилилось. Так, в нашей выборке (вероятнее всего, состоящей из семей с относительно хорошим материальным положением) у 11% детей дома в принципе нет доступа к необходимому для дистанционного обучения ноутбуку или компьютеру. У 47% детей компьютера или ноутбука в личном пользовании нет – им приходится делить его с другими членами семьи, которым устройство нужно для учебы или работы. Таким образом, у значительной доли детей не было нормальных условий обучения в этот период.

Неоднородным было и участие семей в обучении ребенка в этот период. Как и раньше, родителям с более высоким материальным положением и образованием легче помогать детям, у них больше возможностей и навыков. Об этом говорят разные исследования, проведенные в этот период, и результаты нашего опроса тоже. Среди наших респондентов, у которых есть высшее образование, доля родителей, столкнувшихся с разными сложностями в процессе дистанционного обучения ребенка, была ниже. Только 15% не хватало навыков для использования онлайн-сервисов (25% среди матерей, у которых нет высшего образования), 55% сталкивались с техническими сбоями платформ дистанционного обучения (против 61% среди матерей без высшего образования), 15% было сложно разобраться с расписанием (против 19%), 28% было не­удоб­но отправлять домашние задания (против 35%), 14% не удавалось в принципе оказывать помощь в дистанционном обучении ребенка (против 19%). Среди родителей с более высоким материальным положением было больше тех, кто ежедневно занимался с ребенком чем-то интересным для него и искал дополнительные учебные материалы.

Участие семей и раньше было неодинаковым и зависело от возможностей семей, однако в ситуации дистанционного обучения, когда помощь родителей требовалась практически всем (по данным нашего опроса, 90% детей), проблема обострилась и разрыв в возможностях у детей из семей с разным социально-экономическим статусом увеличился.

Хочется надеяться, что ситуация с неравными возможностями в период дистанционного обучения будет учтена осенью, когда дети, вероятно, вернутся в школу, и что большее внимание, которое проблема неравенства получила в этот период, конвертируется в более активные действия школьной системы по адресной поддержке детей, нуждающихся в ней больше всего.

Вторая проблема – нагрузка на родителей в связи с обучением детей. Все мы увидели, а многие почувствовали на себе большую нагрузку на родителей, связанную с обучением детей. Только каждому десятому школьнику, как я отмечала выше, не помогал никто из взрослых. При этом 40% младшеклассников и 30% старшеклассников, по словам их родителей, помощь требовалась в очень большом объеме. Родители были вынуждены выступать не только в роли учителя, но и организатора, психолога. Неудивительно, что семьи с детьми в период пандемии испытывали больше стресса, чем семьи без детей.

Однако, по данным нашего опроса, только 25% стали помогать ребенку чаще, чем обычно. Это в очередной раз заставляет обратить внимание на проблему родительской вовлеченности: «учебная» нагрузка на родителей и до закрытия школ была большой. Частично ответственность за успешное освоение школьной программы перекладывается на родителя, и граница между семьей и школой размывается. Отношение к этому неоднозначное: с одной стороны, мы знаем на основе здравого смысла и образовательных исследовании, что образовательные результаты детей выше в случае, если ребенку помогает учиться не только школа, но и родители. С другой стороны, вовлеченность родителей (а точнее матерей, так как чаще всего детям с учебой помогают матери) может приводить к их перегруженности. Например, по ответам наших респондентов, около 30% матерей тратили на помощь детям с учебой 3 или более часа в день – это почти половина полноценного рабочего дня, «четвертая смена» (после основной работы, домашних дел, самообразования и профессионального развития). Кроме этого, вовлеченность в учебу приводит к противоречию между разными родительскими ролями и задачами. Так, одна из наших респонденток отметила, что родитель вынужден выступать в роли надзирателя: «Родитель-надзиратель! Сильно испортились отношения с ребенком. Родителям навязана роль тюремного надзирателя». Наконец, в ситуации, когда школы во многом полагаются на родителей в помощи с домашними заданиями, организации учебы ребенка и пр., неравенство может усиливаться, так как у семей неравные возможности помощи детям, о чем шла речь выше. В этом отношении, кстати, мне кажется вредным понятие «ответственный родитель» – оно намекает на то, что основное препятствие для вовлеченности родителей в учебу – это их «безответственность», а не отсутствие навыков и возможностей для помощи, перегруженность другими, более острыми проблемами, и затуманивает проблему неравенства образовательных возможностей детей.

Таким образом, родительская вовлеченность важна и полезна, но может быть тяжелой задачей для многих родителей. В этой ситуации необходим более гибкий и грамотный подход к вовлечению родителей. Существуют разные формы родительской вовлеченности – не только помощь с домашними заданиями (только 16% родителей, по нашим данным, легко помогать детям по всем школьным предметам) или контроль их выполнения, превращающий родителей в надзирателей. Школам необходимы знания о том, как поддерживать родительскую вовлеченность, как выстраивать диалог с родителями и какие ресурсы могут быть полезны родителям для помощи детям в учебе.

Наконец, третья проблема – устаревшая модель обучения. Опыт родителей, помогавших детям в период закрытия школ, и опыт дистанционного обучения школьников в очередной раз продемонстрировал: в нынешней ситуации обучение в большой степени полагается на задаваемые школой рамки – расписание уроков и перемен, звонки, опросы учителем и так далее. Без этих рамок и при отсутствии навыков самоконтроля и опыта самообучения учеба рассыпается. Большинство родителей (59%) отметили, что с переходом на дистанционную учебу мотивация детей к учебе снизилась; 65% опрошенных не согласны с тем, что их ребенок стал более организованным. А вот так описала свой опыт одна из школьниц в наших интервью: «Я задания делаю, но в результате стала спать еще меньше. Атмосфера как-то свободнее, не то что пришел в школу, надо сделать уроки, пришел из школы, нужно сделать уроки. Когда делаешь домашние задания, трудно заставить себя не отвлекаться». А вот противоположные примеры, показывающие, вероятно, важность навыков самоконтроля и преимущества, которые имели дети с такими навыками: «Теперь я могу не слушать 45 минут то, что не понял другой ученик, а могу это сам прочитать, запомнить, сделать самостоятельно работу и потом сдавать», «Теперь я успеваю с утра бегать, давно хотел», «Рад тому, что можно спокойно сидеть и выполнять задания, никто тебя не подгоняет, не орет».
Эти примеры показывают, что учеба в большой степени опирается на школьные рамки, только для кого-то они необходимость, для кого-то – барьер.

Дистанционная учеба подчеркнула, что школа опирается на индустриальную модель обучения – детей обучают «партиями» и на всю жизнь, важны послушание и стандартизация. Учеба по этой модели плохо готовит людей к постиндустриальной экономике, в которой учиться и переобучаться нужно в течение всей жизни. Поэтому soft skills (самостоятельность, тайм-менеджмент, навыки формирования привычек и др.) важны далеко не только в период экстренного дистанционного обучения. Это важный урок дистанционной учебы, и о нем необходимо помнить, даже если учеба осенью войдет в нормальное русло.

Елизавета СИВАК, директор Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте