search
main
0

Размышления у парадного подъезда

Человек торопливо шел туда, где, как ему казалось, его ждали. Он не был уверен, что его там ждут, но был убежден, что туда все же надо попасть. Это был учитель. Но по мере приближения к двери, за которой у него всего лишь два варианта общения с детьми -сказать или наговорить, – шаги учителя стали отчего-то медленнее и неувереннее. Вот он остановился, осторожно взялся за ручку двери… И в этот момент я понимаю, что это не кто-то другой, это я сама стою перед дверью класса, на которой висит табличка «Наша жизнь».

И вот я чувствую, как в моем сознании нескончаемой вереницей побежали слова, выстраиваясь в образы, беспокоя меня сомнениями: кто он, учитель?

Все понимают, что цепочка «учеба – учитель – ученик» – это единый и многозначный процесс передачи знаний и опыта от одних поколений другим. Тогда все просто: учитель – это носитель культурной позиции, который создает условия социализации ребенка. Но возникает вопрос: необходим ли сегодня вообще учитель? И я отвечаю: «Лишь для того, чтобы пробудить у ребенка интерес к познанию, подтолкнуть его к самостоятельным действиям».

Что же нужно сделать для того, чтобы в этот момент, здесь и сейчас, для ребенка стало необходимым почувствовать душевный подъем старого солдата – защитника России – из лермонтовского «Бородино», силу любви бедного чиновника из «Гранатового браслета», понять, что такое честь и долг, вместе с героями «Капитанской дочки»?

…1054 урока в год, и каждый не похож один на другой. Я его обдумываю, планирую, провожу! Вот и получается, что урок живет в моем сердце задолго до того, как я открою дверь. Но он не может существовать без учеников, и, стало быть, он живет и в них.

Я начинаю понимать, что урок – это не обмен багажами двух пассажиров, у одного из которых большой чемодан, а у другого маленький. Это построение диалога двух культур, разделенных временем и объединенных смыслами. И тогда становится понятна моя миссия: инициация самостоятельного поиска учащимися новых знаний, ответов на поставленные ими самими вопросы. А я – посредник, который должен быть причастен к тайне в той мере, в какой необходимо учителю, чтобы урок состоялся.

Каждый урок для моего ученика должен стать событием – открытием нового знания в себе и о себе. Каждый урок должен стать для него, нет, для нас – со-бытием – счастливым мгновением, когда становится возможным со-единение, со-дружество разных мировоззрений, культур, носителями которых выступаем он и я. И так рождается урок-«восхождение», урок-исследование, урок-сотрудничество, урок-импровизация, урок-общение.

Закрываю глаза и мысленно попадаю в класс. Вот они, мои мальчишки и девчонки, девушки и юноши, еще не взрослые, но уже и не дети. У них разные способности, интересы, характеры. В их возрасте личность важнее проблемы, настоящее важнее прошлого, чувства важнее мыслей. Они приходят на мой урок для того, чтобы постичь литературу не как учебную дисциплину, а как науку человеческих отношений, миропонимания и жизненного опыта. В каждом из них огромное желание самореализации и самоутверждения. Поэтому для меня очень важно построить учебное пространство так, чтобы каждый из них мог проявить себя как личность. Для этого были созданы рукописный журнал «Мы», творческая лаборатория «Юный лингвист», Клуб искателей сокровищ русского языка, конкурсы критиков, ораторов, философов.

Я снова и снова задаю себе вопрос: кто он, мой Ученик?

Собеседник, готовый к диалогу, самостоятельный в суждениях, со своим опытом, который мне интересен. Соавтор, с которым мы вместе будем создавать сюжет нашего урока.

И как только я поняла, кто Я для моих учеников и кто Они для меня, я спокойно открываю дверь класса и вхожу… Мне кажется, я знаю, что им сказать!

Ольга КУНИЦЫНА, учитель русского языка и литературы классической гимназии №1 им. В.Г. Белинского, учитель года Пензенской области-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте