Что такое национальная идея? Лично для меня это словосочетание до сих пор представляет загадку. Так называлась одна из тем творческого сочинения, предложенных на вступительном экзамене в МГУ. Однако я выбрала другую, так как тогда еще не подозревала, что стоит за данной формулировкой. Завеса тайны приоткрылась для меня недавно – после посещения дискуссии, организованной Московским домом национальностей на Новой Басманной.
Предметом обсуждения стал национальный вопрос – во внутренней политике современной России, пожалуй, наиболее острый. Участниками дискуссии стали представители различных диаспор – азербайджанской, литовской и других, а также люди, для которых национализм – не пустой звук, который твердят все новостные программы, а проблема, к сожалению, ставшая насущной. Дискуссию вел известный журналист-международник, ныне работающий в Совете Федерации, Кипрас Мажейка.
Горячий спор возник вокруг определения русского человека. Формулу данного субъекта не смог вывести никто – то ли это любой гражданин России, признающий в лице нашей страны Родину, то ли это человек, проживающий на территории государства, то ли потомок исконно русских. Последняя версия, с одной стороны, кажется наиболее логичной и убедительной, с другой – вызывает недоумение, так как, по историческим данным, русских, даже славян как таковых, почти не осталось после ассимиляции с татаро-монголами. Так что «истинных арийцев» сейчас вряд ли найдешь, если ко всему еще и добавить, что большинство людей знает свою родословную в лучшем случае лишь в четвертом поколении…
Живой интерес среди приглашенных наблюдался и при анализе кондопогских событий, причем большинство представителей национальных меньшинств сошлись во мнении, что данный конфликт был спрограммирован и возник исключительно на национальной почве. У меня (считающей себя русской) на этот счет другое мнение. На мой взгляд, данная ситуация нашла неправильное отражение в СМИ, то есть, по сути, из обычной криминальной разборки, в которой кто-то в весьма нелюбезной форме указал своему противнику на национальность, кондопогский конфликт усилиями журналистов превратился в националистическую разборку всероссийского и даже международного масштаба. Я не оправдываю ни одну, ни другую сторону. Когда люди в гневе, они подчас не понимают, что творят (отсюда и обилие невинных жертв, некстати подвернувшихся разгоряченным чеченцам). То есть дело отчасти в темпераменте, в характере человека, а не в его национальности или тем более вероисповедании. Конечно, мне, как цивилизованному человеку, такие способы решения проблем, как резня, не кажутся правильными.
Однако если бы какой-нибудь нелегальный мигрант оскорбил меня или просто довел свойственной всем людям бестолковостью или наглостью, то я бы не преминула указать на его «птичьи права» в нашей стране. И такая реакция, как условный рефлекс, у людей, живущих здесь, в России, в Москве, неизбежна. Вот налицо уже и национальный конфликт, только меньшего масштаба, «достойный» стать предметом обсуждения в СМИ.
Кроме того, словосочетание, наиболее активно использовавшееся в газетах и на телевидении в материалах о кондопогских событиях – «чеченская диаспора», – вообще показалось мне абсурдным. Неужели мы до сих пор не верим в то, что Чечня – это часть России, а потому ее народ не может создать в других городах подобных объединений?! В словаре иностранных слов вообще указывается, что диаспоры – это общности людей, пребывающих вне страны своего происхождения чаще всего из-за угрозы геноцида…
Один из участников дискуссии, представлявший Северную Осетию и, между прочим, активно нападавший на русских (очевидно, он этого не хотел, однако непроизвольно все же вырывались в их адрес двусмысленные словечки), возмущался тем, что в правительстве нет других национальностей, кроме русских. Ему несколько раз повторяли, что информация ложная – надо лишь обратиться к списку. Кроме того, он, видимо, не задумывался, что в том или ином регионе может просто не быть достойных людей, чтобы занять должность в российских законодательных и исполнительных органах власти. Создается впечатление, что у людей другой национальности, проживающих на территории России (возможно, это определение не совсем верно), сложился своеобразный комплекс – им кажется, что их здесь угнетают. Не странно, что такой комплекс может возникнуть у кавказских народов, ведь сейчас все национальные конфликты строятся в основном на противостоянии Кавказа и других частей России. Странно, что он возникает у казашек, причем весьма юных и приехавших в Россию не торговать, а учиться. Например, студентка I курса магистратуры журфака МГУ, также принимавшая участие в дискуссии, заявила, что чувствует себя в Москве неуютно, в то время как в Казахстане к людям другой национальности относятся не просто со снисхождением, но и с уважением. Тут же моя подруга, прожившая в Казахстане около десяти лет, утверждает, что русские дети там все равно группируются по отдельным школам, а Назарбаева казахи слушаются не потому, что он мудро руководит страной, а потому, что он внушает страх. Здесь это словно традиция – поддерживать президента почти во всех его начинаниях…
Так где же истина? Очевидно, посередине. Участники дискуссии так и не пришли к единому мнению, как быть с национальным вопросом в России. Однако после обсуждения стало очевидно, что же такое национальная идея и зачем она нужна. То есть, попросту говоря, с чем же едят этот фрукт. Подбираясь к самому главному, хочу все же приоткрыть завесу тайны: по мнению знающих людей (с которыми я совершенно согласна), национальная идея, есть она или нет на бумаге, не приведет страну к свету в конце тоннеля, если не созреет в голове каждого человека. Национальная идея – это то, что нас объединяет, та сила, которая способна воздействовать на людей, как сигнал того, что пора остановиться. Перестать портить друг другу жизнь. Пока же это, к сожалению, только в проектах.
Анна ЛЕОНОВА, студентка I курса журфака МГУ
Комментарии