search
main
0

Размышления на больную тему. Точка зрения

Что такое национальная идея? Лично для меня это словосочетание до сих пор представляет загадку. Так называлась одна из тем творческого сочинения, предложенных на вступительном экзамене в МГУ. Однако я выбрала другую, так как тогда еще не подозревала, что стоит за данной формулировкой. Завеса тайны приоткрылась для меня недавно – после посещения дискуссии, организованной Московским домом национальностей на Новой Басманной.

Предметом обсуждения стал национальный вопрос – во внутренней политике современной России, пожалуй, наиболее острый. Участниками дискуссии стали представители различных диаспор – азербайджанской, литовской и других, а также люди, для которых национализм – не пустой звук, который твердят все новостные программы, а проблема, к сожалению, ставшая насущной. Дискуссию вел известный журналист-международник, ныне работающий в Совете Федерации, Кипрас Мажейка.

Горячий спор возник вокруг определения русского человека. Формулу данного субъекта не смог вывести никто – то ли это любой гражданин России, признающий в лице нашей страны Родину, то ли это человек, проживающий на территории государства, то ли потомок исконно русских. Последняя версия, с одной стороны, кажется наиболее логичной и убедительной, с другой – вызывает недоумение, так как, по историческим данным, русских, даже славян как таковых, почти не осталось после ассимиляции с татаро-монголами. Так что «истинных арийцев» сейчас вряд ли найдешь, если ко всему еще и добавить, что большинство людей знает свою родословную в лучшем случае лишь в четвертом поколении…

Живой интерес среди приглашенных наблюдался и при анализе кондопогских событий, причем большинство представителей национальных меньшинств сошлись во мнении, что данный конфликт был спрограммирован и возник исключительно на национальной почве. У меня (считающей себя русской) на этот счет другое мнение. На мой взгляд, данная ситуация нашла неправильное отражение в СМИ, то есть, по сути, из обычной криминальной разборки, в которой кто-то в весьма нелюбезной форме указал своему противнику на национальность, кондопогский конфликт усилиями журналистов превратился в националистическую разборку всероссийского и даже международного масштаба. Я не оправдываю ни одну, ни другую сторону. Когда люди в гневе, они подчас не понимают, что творят (отсюда и обилие невинных жертв, некстати подвернувшихся разгоряченным чеченцам). То есть дело отчасти в темпераменте, в характере человека, а не в его национальности или тем более вероисповедании. Конечно, мне, как цивилизованному человеку, такие способы решения проблем, как резня, не кажутся правильными.

Однако если бы какой-нибудь нелегальный мигрант оскорбил меня или просто довел свойственной всем людям бестолковостью или наглостью, то я бы не преминула указать на его «птичьи права» в нашей стране. И такая реакция, как условный рефлекс, у людей, живущих здесь, в России, в Москве, неизбежна. Вот налицо уже и национальный конфликт, только меньшего масштаба, «достойный» стать предметом обсуждения в СМИ.

Кроме того, словосочетание, наиболее активно использовавшееся в газетах и на телевидении в материалах о кондопогских событиях – «чеченская диаспора», – вообще показалось мне абсурдным. Неужели мы до сих пор не верим в то, что Чечня – это часть России, а потому ее народ не может создать в других городах подобных объединений?! В словаре иностранных слов вообще указывается, что диаспоры – это общности людей, пребывающих вне страны своего происхождения чаще всего из-за угрозы геноцида…

Один из участников дискуссии, представлявший Северную Осетию и, между прочим, активно нападавший на русских (очевидно, он этого не хотел, однако непроизвольно все же вырывались в их адрес двусмысленные словечки), возмущался тем, что в правительстве нет других национальностей, кроме русских. Ему несколько раз повторяли, что информация ложная – надо лишь обратиться к списку. Кроме того, он, видимо, не задумывался, что в том или ином регионе может просто не быть достойных людей, чтобы занять должность в российских законодательных и исполнительных органах власти. Создается впечатление, что у людей другой национальности, проживающих на территории России (возможно, это определение не совсем верно), сложился своеобразный комплекс – им кажется, что их здесь угнетают. Не странно, что такой комплекс может возникнуть у кавказских народов, ведь сейчас все национальные конфликты строятся в основном на противостоянии Кавказа и других частей России. Странно, что он возникает у казашек, причем весьма юных и приехавших в Россию не торговать, а учиться. Например, студентка I курса магистратуры журфака МГУ, также принимавшая участие в дискуссии, заявила, что чувствует себя в Москве неуютно, в то время как в Казахстане к людям другой национальности относятся не просто со снисхождением, но и с уважением. Тут же моя подруга, прожившая в Казахстане около десяти лет, утверждает, что русские дети там все равно группируются по отдельным школам, а Назарбаева казахи слушаются не потому, что он мудро руководит страной, а потому, что он внушает страх. Здесь это словно традиция – поддерживать президента почти во всех его начинаниях…

Так где же истина? Очевидно, посередине. Участники дискуссии так и не пришли к единому мнению, как быть с национальным вопросом в России. Однако после обсуждения стало очевидно, что же такое национальная идея и зачем она нужна. То есть, попросту говоря, с чем же едят этот фрукт. Подбираясь к самому главному, хочу все же приоткрыть завесу тайны: по мнению знающих людей (с которыми я совершенно согласна), национальная идея, есть она или нет на бумаге, не приведет страну к свету в конце тоннеля, если не созреет в голове каждого человека. Национальная идея – это то, что нас объединяет, та сила, которая способна воздействовать на людей, как сигнал того, что пора остановиться. Перестать портить друг другу жизнь. Пока же это, к сожалению, только в проектах.

Анна ЛЕОНОВА, студентка I курса журфака МГУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте