В 2016 году Любовь БЕЗБОРОДЬКО была признана лучшей в номинации «Директор-новатор» Всероссийского конкурса «Директор школы». Так сложилось, что изначально она попала в исключительную ситуацию – стала директором школы… которой еще не было. В момент открытия в школу записались 800 человек, но уже на следующий учебный год количество учеников выросло вдвое. Сейчас школа №16 одна из крупнейших в Екатеринбурге, в ней обучаются более двух тысяч учеников и преподают более ста учителей.
– Любовь Борисовна, как удается справляться с таким обширным хозяйством?- Главная проблема – это нехватка времени. Крупные школы в городе-миллионнике не редкость. Наша особенность в том, что мы умещаемся в здании, рассчитанном на численность в два раза меньше реальной.Основное время занимает учебный процесс. Первоочередной задачей для нас является совмещение учебы и дополнительного образования. Воспитание, по моему глубокому убеждению, – важнейшая составляющая образования. Цель школы, как бы это пафосно ни звучало, – вырастить человека культурного, понимающего менталитет своего народа, соблюдающего поведенческие нормы. Кто-то может быть отличником и при этом эгоистом. Кто-то имеет тройки, но замечательно выполняет трудовые обязанности.- Как же вы решаете проблему «нерезинового» времени и пространства?- Выстраиваем расписание так, чтобы имелись «окна», когда дети могли бы заниматься в информационном центре, выезжать на экскурсии. Когда потеплеет, занятия будут проводиться и на улице. В школьном дворе есть беседка, где помещается целый класс; уроки истории, биологии, географии иногда могут проходить там. Выручила нас пятидневка. В субботу учатся только выпускные классы, для остальных параллелей различные общешкольные или классные мероприятия. Это день концентрированного предоставления услуг дополнительного образования. Участие в кружках, секциях, факультативах не обязательно, но желательно.- Подозреваю, детям «желательно» проводить время на улице, а не в школе…- Не согласна. Если вы придете к нам в девять-десять вечера, вы увидите, что школа не спит. Иногда мне хочется, чтобы помещение отдохнуло, ведь здание тоже живой организм, ему нужно побыть в тишине и покое. Но нет: вечером здесь собираются ребята – кто с гитарами, кто с рюкзаками, кто с лыжами… Двери школы не закрываются практически никогда. Тем не менее мы выполняем все требования санитарного законодательства.Конечно, такая временная насыщенность трудна для всех. Тяжело ученикам. Среднее звено три года подряд занимается во вторую смену, чтобы, когда они станут выпускниками, иметь возможность учиться только в первую. Зимой рано темнеет, чувствуется усталость.Многое зависит от профессионализма учителя, его умения давать полноценную разрядку во время учебного процесса, варьировать виды деятельности, менять образовательное пространство. Тяжело педагогам, которые должны помимо работы оставаться хорошими женами и матерями. Тяжело родителям, которые зачастую приходят домой раньше своих детей, видят их уставшими, не знают, как они проводят первую часть дня. Но, возможно, это те трудности, которые научат быть сильными всех.- Любовь Борисовна, вы заявлялись на Всероссийский конкурс директоров школ с опытом создания образовательной организации, начиная с этапа строительства до воплощения ее как центра микрорайона…- Я безмерно благодарна, что мне доверили приступить к работе за полтора года до официального открытия школы. Взаимодействовала со строителями, проектировщиками, администрацией.Как правило, на этапе возведения здания уже ничего не меняется. Нам же удалось внести важные коррективы: был пересмотрен проект актового зала, изменен пищеблок вплоть до переноса стен, поменялось размещение кабинетов. Совместная работа строителей и педагогов-руководителей дала ощутимый результат: мы получили продуманную, удобную, эффективную школу. Опыт признали удачным, теперь он рекомендован к распространению.- О микрорайоне Академический говорят, что он уникален не только в масштабах Екатеринбурга, но и всей страны. Это так?- В 2009 году началось комплексное освоение территории, планируется, что к 2025 году в микрорайоне будут проживать примерно 325 тысяч человек. Возглавил работу Алексей Петрович Воробьев, бывший председатель правительства Свердловской области. Ему принадлежит формулировка идеи: «Думать не только о том, как строить, но и о том, как жить». Была собрана творческая группа, куда вошли представители Уральского отделения Российской академии наук, архитекторы, юристы, педагоги, врачи. В итоге реализована модель взаимодействия различных субъектов: строительство, бизнес, школа, дошкольное, дополнительное образование, сервис и даже система жилищно-коммунального хозяйства. Задача – создать единый социально-педагогический комплекс, когда все окружающее пространство нацелено на воспитание гражданина своей страны, сформировать особую социальную среду, чтобы жители чувствовали себя максимально комфортно и защищенно.Например, действует система сопровождения детей от школы домой с помощью видеонаблюдения, родители могут не волноваться за своих чад. Предусмотрены места выгула собак со специальными контейнерами, есть велосипедные дорожки, близко находится лесной массив, куда ведет освещенная аллея, имеется даже свой храм. Управляющая компания не просто обслуживает дома, но является инициатором объединения жителей. Если смотреть разрозненно, многие вещи присутствуют и в других местах, но подобный комплекс создан впервые, и наша школа стала его важнейшим звеном. – Значит, теперь наступает время иных задач?- Основные ориентиры на будущее мне понятны: это полноценное профильное образование. Необходимо выстроить в условиях огромной массовой школы учебу в старших классах по индивидуальным планам. Возможно появление кадетского класса.В микрорайон приезжают не только со всего города (экономичное жилье), но и со всей страны. Первыми заселились семьи военнослужащих по договору с Министерством обороны РФ. Велик поток мигрантов. Сложность в том, чтобы подтянуть детей, приехавших издалека, до уровня нашего образования, при этом не потерять уровень тех, кто прежде учился в лицеях и гимназиях. По результатам итоговой аттестации наша школа входит в 25-30 лучших образовательных организаций столицы Среднего Урала. Каждый год примерно 10 процентов выпускников – медалисты.- Любовь Борисовна, педагогический коллектив подбирался специально для новой школы?- Да, но через год его пришлось удвоить. Я рисковый директор и знаю (крамольная мысль), что не всегда человек с педагогическим образованием лучше того, кто не имеет диплома. К нам пришли жены военнослужащих, которые долго не работали, и с энтузиазмом окунулись в трудовую жизнь. В школе собрались фанаты. Если учитель музыки способен петь с детьми не только на уроках, но и организовать школу гитаристов, выездную агитбригаду – это прекрасно. Учитель технологии создает с детьми куклы, подобных которым не увидеть в магазинах. Учитель рисования придумывает проект «Лестница взросления», и педагоги его воплощают. Если пройти по главной лестнице от первого до четвертого этажа, можно увидеть все этапы роста ребенка. А завершается путь кораблем с алыми парусами, он является эмблемой школы, олицетворением мечты наших детей.Слагаемые успеха от Любови БЕЗБОРОДЬКО: Спектр директорских забот обширен, но все можно свести к одному: создать условия. Для учебы, для работы, для отдыха, для общения, для воспитания. И не мешать проявлению личной инициативы. Вера, надежда, любовь. Я искренне считаю, что эти три простых слова включают в себя основные идеи мироздания и главные педагогические ценности. Вера в детей, надежда на их успех, любовь к ним. Вера в родителей, надежда, что они будут нашими союзниками, любовь к ним. Вера в педагогов, надежда на их заинтересованность и энергию, любовь к ним.Екатеринбург
Комментарии