Плюсы и минусы огромной школы
В школе №23 первых классов почти столько же, каков ее номер, чуть-чуть до знакового количества недотянула – 21. Представляете такое? Я думаю, с трудом. Это самая большая школа в Екатеринбурге, одна из крупнейших в стране. Два здания общей площадью около 48 тысяч квадратных метров. Сейчас здесь числятся 3100 учеников и 130 педагогов.
Когда директор Ольга Викторовна МИХАЙЛОВА 1 сентября 2016 года, в день открытия образовательного учреждения, посмотрела из кабинета на школьный стадион, заполненный учениками, количество которых было утроено мамами и папами, она подумала: «Я ожидала, что нас так много, но что нас столько!..» До этого Ольга Викторовна руководила гимназией «Менталитет», известной в областном центре как элитное образовательное учреждение, комфортное по числу учеников и учителей. Один год она вела два учреждения параллельно: гимназию и тогда только строившуюся школу без номера. Этот опыт не забыть! Не одну пару обуви строительным цементом испортила. Набор вели (12 первых классов, старших меньше, выпускных пока не было совсем) в управляющей компании, там же проходили собеседования с соискателями на педагогические должности. Пестрый ученический и учительский состав! Пришли и молодые педагоги без опыта, и стажисты с устоявшимися взглядами и преподавательскими привычками, многие приехали из других регионов, для всех была новая ситуация, и для директора в том числе.
– Ольга Викторовна, как мне представляется, при открытии новой школы на руководителя обрушивается шквал задач. И все же что вы посчитали главным для начала?
– Я думала: как эту массу людей объединить? Нет пока общих ценностей, мы все разные – и дети, и взрослые. Значит, прежде всего предстояло создать традиции.
Номер для школы был выбран не случайно: 23 – в сумме цифры дают 5 – любимое число всех участников образовательного процесса. Возник слоган, который сегодня знает каждый: «Школа мечты, надежды, свершений». Есть свои гимн, форменная одежда.
На этапе строительства меня, признаюсь, несколько раздражал оранжевый цвет, который предложили дизайнеры. А теперь это наша отличительная черта. Видите, даже бейджи выполнены в данном тоне. В парадном варианте форменной одежды (она есть и у детей, и у преподавателей) присутствуют оранжевые элементы: косыночки и стильные галстуки. Когда в актовом зале полтысячи человек «светятся» оранжевыми огоньками, это такое волнующее зрелище! Возникает чувство единения.
В первые месяцы существования мы заметили, что среди детей то и дело вспыхивают ссоры, не конфликты, нет, но небольшие стычки на национальной почве. Академический микрорайон, где мы расположены, особенный. Им в основном и прирастает расширяющийся Екатеринбург. Средний возраст жителей 30 лет. «Плавильный котел»: здесь получают или приобретают жилье уволившиеся военнослужащие, много мигрантов. Настоящий национальный микст. Мы посчитали, у нас представлены 26 народностей!
В ноябре 2016 года прошел первый межнациональный фестиваль «Мы разные, но мы вместе», с тех пор он стал ежегодным. Каждый класс изучает культуру, литературу, бытовые привычки, кулинарные особенности одной из народностей. Проходят квесты, конкурсы, игры, выпускаются газеты. И, наконец, большой гала-концерт, на который собираются и родители, и бабушки с дедушками, да не только смотрят, но и сами выступают. Теперь это уже традиция, одна из любимых.
– После того как создано объединяющее ядро, заложены традиции, впору подумать о том, что способно выделить школу на общем фоне.
– Есть у нас уникальный коллектив мажореток «Град-Jnior», в 2019 году он стал вице-чемпионом Международной олимпиады мажореток. Напомню, это девушки в нарядной форме, с барабанами, жезлами или батонами в руках, они открывают парады, шествия. Как у нас появились? История из разряда «мысль материальна», с удовольствием расскажу.
Когда завершилась отделка школы и я увидела шикарный зал хореографии, подумала: «Вот бы создать свой коллектив мажореток, будет где тренироваться». Летом в 2016 году как-то прихожу на работу, и мне сообщают: «Заходила девушка, как-то странно назвалась, вот визитка». Теперь она является педагогом дополнительного образования, а в коллективе 130 человек! Мажоретки – это целый мир, особая культура, украшение любого праздника. Коллектив востребован, его ангажируют на городские торжественные мероприятия. Он стал участником Фестиваля российской культуры на Мальте.
Дополнительному образованию мы с первых дней уделяем большое внимание, потому что хотим, чтобы школа стала домом. Наш социальный партнер – спортивная школа «Юность» – помогает содержать футбольное поле, бассейн, тренирует группы по разным направлениям. 34 процента учеников занимаются спортом на бюджетной или внебюджетной основе. Популярны занятия изобразительным искусством, шахматами, робототехникой. Еще при проектировании зданий в них были выделены зоны для кружковой работы. Создан современный информационно-библиотечный центр.
Нашей особенностью, нашим достижением могу назвать и работу по формированию условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместно с ассоциацией «Особые люди» была создана специальная ресурсная комната – это уникальный проект. Мы приняли участие в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа в Свердловской области» и были признаны победителями. Школа оборудована всем необходимым для маломобильных людей, а у нас учатся и детки, передвигающиеся на колясках. Есть пандусы, лифты, специальные туалеты.
– Ольга Викторовна, раньше вы работали в образовательном учреждении, куда дети приходили через отбор. Здесь же условия массовой школы. Принципиально иная ситуация?
– Вы знаете, в 23‑й учатся несколько ребят из «Менталитета». Говорят: «Мы нисколько не жалеем, что сюда перешли». У массовой школы есть свои плюсы. Она больше соответствует реальной жизни. Понимаете, у нас всего много: и проблем, конечно, но и радостей. Все в формате 2XL.
Пока состоялось лишь два выпуска со сдачей ЕГЭ. Гордимся, что появился свой медалист! Важно, что все дети получили аттестаты. С конца восьмого класса вычленяется так называемая группа риска, и в течение следующих лет с ребятами идет индивидуальная работа, проводятся консультации в дополнительном масштабе. Такая система дает хороший результат.
Сначала в старших параллелях профилей не было, стояла задача мониторить запрос нашего социального контента. Теперь выделили три профильных класса в старшем потоке.
В новом учебном году предстоит серьезная трансформация, ведь в здание средней школы придут 12 пятых классов! Это значит, все кабинеты теперь будут плотно заняты, также понадобятся дополнительные учителя-предметники.
– Есть ли предел по количеству первых классов? Может быть, в следующем году будут задействованы все буквы русского алфавита?
– За один день приема в первые классы были заполнены все открытые места. Но предел все-таки есть, он должен быть, мы не можем бесконечно увеличивать число классов. В Академическом микрорайоне запускается еще одна новая школа, благодаря ей надеемся остановить собственный бурный рост и уделить все внимание качеству.
– Наверное, требуются особые оргусилия, чтобы наладить процесс в такой большой школе?
– Не без этого. Например, чтобы покормить всех (у нас в каждом корпусе столовые на 500 мест), приходится делать по два дубля. Но, когда процесс налажен, сложностей не возникает.
– Как удается руководить таким огромным коллективом?
– Говорят, надо научиться организовать десять человек, чтобы потом организовать сто. Мы сразу начали работать на больших объемах и уже привыкли. Новые педагоги тоже адаптируются, быстро понимают, что у нас ритм высокий, сидеть некогда, приходится бегать. Когда я прихожу домой и смотрю на шагомер, оказывается, ежедневно наматываю по 6 километров, не выходя за пределы школы.
– Ольга Викторовна, каковы ваши директорские принципы?
– Мне близка фраза «Желание – это тысячи возможностей, нежелание – это тысячи причин». Часто повторяю ее и себе, и педагогам, теоретически для нас нет ничего невозможного, а практически надо работать и работать.
И еще: нужно уметь брать на себя ответственность. Многие люди боятся ответственности, и от этого происходит хаос. Ответственность – код порядка.
Марина РОМАНОВА
Комментарии