«Конец – это часть пути», – произносит Тони Старк в исполнении Роберта Дауни-младшего в одном из самых драматических эпизодов фильма. Именно он выковал и примерил на себя костюм Железного человека одиннадцать лет назад. И тем самым запустил гигантскую кузницу по добыче прибыли из карманов людей, которые не застали эпоху греческих богов, но так сильно нуждаются в какой-нибудь богатой мифологии, желательно максимально приближенной к современности.
Эта кузница получила название «Кинематографическая вселенная Marvel», из жерла которой вышли уже 22 картины, связанные общим сюжетом. За это время экранное воплощение получили десятки героев комиксов, на которых выросли поколения не только американских зрителей, но и вообще весь мир. Потому неудивителен статус культурного феномена КВМ: продюсерам во главе с Кевином Файги удалось создать крупнейшую эпопею, которая на данный момент уже принесла 20 миллиардов долларов прибыли и стала причиной массовых помешательств среди фанатов всех возрастов и гендерно-расовых принадлежностей. Все эти персонажи и многочисленные сюжетные линии наконец пришли к общему знаменателю в финальном раунде двадцатидвухсерийной истории, получившей эпичное название «Мстители: Финал».
«Война бесконечности», предыдущая глава эпопеи (по хронологии, а не по порядку выпуска), закончилась на высокой ноте. Танос (Джош Бролин) все-таки щелкнул пальцами и стер половину населения галактики, это коснулось не только простых смертных, но и супергероев вроде Человека-паука (Том Холланд), Доктора Стрэнджа (Бенедикт Камбербэтч), Стар-Лорда (Крис Прэтт) и еще дюжины персонажей. Такой сюжетный ход стал идеальным маркетинговым решением, позволившим режиссерам всей этой монолитной дилогии Джо и Энтони Руссо особо не задумываться о промоматериалах финальной части, ведь народ и так пойдет. Это, безусловно, сыграло им на руку, поскольку даже два выпущенных трейлера почти никак не раскрывали сюжет «Финала…», показывая лишь какие-то эпизоды всего-навсего первого часа фильма. Конечно, это имело и свои последствия, например, люди стали бояться спойлеров (даже если это касалось событий первых 15‑20 минут картины), они хотели увидеть сам фильм. Но не волнуйтесь, здесь спойлеров не будет.
Хоть «Война бесконечности» и подарила нам долгожданные воссоединения и встречи персонажей, ранее никак не контактировавших друг с другом, – стражи галактики и Тор, Старк и Стрэндж, Черная пантера и Черная вдова – тот фильм был лишь об одном конкретном персонаже. Танос стал основным протагонистом, чей методичный план по сбору всех шести камней бесконечности лег во главу угла повествования. И тот факт, что с таким набором (супер)героев центральной фигурой стал вдруг антигерой, приятно порадовал даже самых закоренелых фанатов серии, привыкших к одному и тому же структурному каркасу. Надо сказать, каркасу, проверяемому на прочность разными режиссерами с переменным успехом. В этом же отношении радует и «Финал…», поскольку он целиком и полностью акцентирует внимание на оригинальной команде мстителей, которой посчастливилось уцелеть после щелчка Таноса в полном составе. Это Железный человек (Дауни-мл.), Стив Роджерс/Капитан Америка (Крис Эванс), Брюс Баннер/Халк (Марк Руффало), Тор (Крис Хемсворт), Наташа Романофф/Черная вдова (Скарлетт Йоханссон) и Клинт Бартон/Соколиный глаз (Джереми Реннер), отсутствовавший в прошлой главе и вернувшийся не шутки шутить.
Первый час «Финала…» – одна из сильнейших драматургий в фильмах кинематографической вселенной. Он пропитан мрачной атмосферой всеобщего отчаяния, лишенной напрочь экшен-сцен, которых ожидают от трехчасового эпичного блокбастера. Перед нами наконец в полной красе открывается истинный смысл КВМ: эта эпопея всегда была не чем иным, как портретом неудачи. Историей о людях, которые раз за разом подводят тех, кого они любят, пока сами не начнут терять веру в саму идею спасения. И пусть эта мысль уже начинала давать о себе знать еще в самых первых фильмах вселенной вроде «Железного человека» и «Первого мстителя», идеология неудачи сформировалась только в «Мстителях» Джосса Уидона. Именно в той ленте Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) превратил смерть агента Коулсона (Кларк Грегг) в настоящее оружие – мстители вынуждены были отбросить свои личные убеждения и сплотиться, потому что они потеряли верившего в них больше, чем кто-либо другой. Возможно, поэтому смерть Коулсона за почти двадцать фильмов до сих пор ощущается наиболее значимой во всей киновселенной. Во-первых, трудно было не полюбить этого обаятельного героя, а во-вторых, такой сюжетный ход стал подспорьем фактически безупречного первого акта «Финала…».
Главное преимущество 22‑го фильма (особенно над «Войной бесконечности») заключается в его эмоциональности. Мы наблюдаем за переживанием и рефлексией персонажей, которые успели стать родными нам за все это время. Среди актеров особенно выделяется Роберт Дауни-младший, который с успехом реализует свой драматический талант, пробивающийся даже сквозь многослойные компьютерные эффекты. Но опять же неспешность и переосмысление акцентов первого акта позволяют актерам, привыкшим развлекать зрителя в данной серии фильмов, преподносить свой материал немного в новых для себя тонах.
Комментарии