«Разговоры о важном» – искренние, живые беседы, они могут происходить на уроках, в музеях, парках. Но они всегда позволяют понять, что мы живем в великой стране, на родине удивительных людей, идей, событий. Диалог с молодым поколением ведут классные руководители, люди, знающие цену подвигу и героизму. На этих занятиях главное – возможность задавать вопросы и высказывать свое мнение. И педагогам всегда интересно, как это происходит у других. Ведь обмен опытом – бесценный кладезь новых идей.
Заветная мечта
Светлана СТЕПАНОВА, учитель географии школы №2006, классный руководитель 7‑го класса:
– Порадовали неожиданно зрелые размышления моих ребят о том, что успех их будущего закладывается сейчас. Главное – правильно выбрать профессию, чтобы быть успешным в будущем, надо быть активными, забыть о лени.
Вопрос «Может ли школьник быть успешным человеком?» вызвал наибольший интерес. И если для одних успехом было отсутствие двоек и троек, то другие буквально по пунктам изложили свою программу успеха – от участия в школьной олимпиаде до 100‑балльного результата ЕГЭ и поступления в престижный вуз.
На вопрос «Какого человека можно назвать успешным и почему?» каждый привел примеры успешных людей среди своих родных, близких или знакомых. Критерии успешности называли самые разные: хорошая работа, дружная семья, частые путешествия и даже крутой мотоцикл.
Вопрос: «Подумайте о самой заветной мечте, которую вы лично хотели бы осуществить не для себя, а для других. Что это за мечта?» И дети стали делиться сначала шутливыми мечтами об аквапарках в каждом районе, автоматах с бесплатными чипсами, а потом перешли к более серьезным желаниям: мир для всех, изобретение чудо-лекарства, чтобы все люди были здоровы.
«Разговоры о важном» сближают классного руководителя с детьми и помогают настроиться на всю учебную неделю, на образовательный процесс. Ведь в данный момент учитель не ставит оценки, он наставник и старший товарищ. И это важно! Впереди много интересных занятий, и я уверена, что мои любознательные мальчишки и девчонки найдут ответы на все свои вопросы. А я начинаю готовиться к следующей нашей встрече. В понедельник в 8.20!
Диалог с молодым поколением
Елена МЕЛЬВИЛЬ, директор образовательного центра «Воробьевы горы»:
– Для нас важно не просто ознакомить детей с судьбами героев прошлых лет и примерами настоящего мужества и героизма, но и показать, каким может стать человек, какую пользу он может принести нашему обществу и государству, если будет упорно трудиться и не бояться принимать сложные и судьбоносные решения. Здорово, что сегодня в ходе «Разговора о важном» дети в неформальной обстановке смогли узнать для себя что-то новое и ознакомиться с малоизвестными страницами нашей истории.
В этом проекте Дворец пионеров на Воробьевых горах принимает активное участие, представив премьеру молодежного спектакля «Разговоры о важном». Он посвящен Великой Отечественной войне, истории разведки.
В основе постановки миссия, с блеском выполненная разведслужбой СССР, получившей доступ к секретным американским технологиям по созданию ядерного оружия, что обеспечило ядерный паритет двух держав и гарантировало безопасность не только нашей страны, но и всего мира. На основе рассекреченных документов разведки с помощью театральных приемов созданы уникальный концерт-урок, лекция-размышление, благодаря которой дети узнают о некогда тайных сведениях из истории СВР России, которыми можно и нужно гордиться сегодняшним школьникам.
В музыкально-драматическом произведении, созданном при поддержке СВР России, Департамента образования и науки Москвы, Московского Дворца пионеров на Воробьевых горах, участвовали артисты из легендарного Ансамбля песни и пляски имени В.С.Локтева и других творческих коллективов Москвы. Патриотические песни, народные танцы, стихи – все было исполнено ребятами с большим мастерством и, конечно же, с душой.
Принципы крепкой и счастливой семьи
Арслан ХАСАВОВ, главный редактор «Учительской газеты»:
– День отца – один из самых молодых праздников в нашей стране. Неудивительно, что тема отцовства стала центральной для очередного внеурочного занятия из цикла «Разговоры о важном».
Но какой же День отца без пап? Конечно, в нескольких классах они главные герои дня.
Выпускник Школы-студии МХАТ актер Александр Стефанцов пришел в класс к своему сыну Василию. Короткий рассказ о себе и семье сменяется сессией вопросов и ответов.
– А мой папа всегда меня успокаивает, даже если мама на меня злится, например, за плохие оценки, – говорит другая девочка.
– Мое отчество – Алексеевна, потому что папу зовут Алексеем, – рассказывает третья и делится открытием. – Само слово «отчество» от слова «отец».
По завершении «Разговора о важном», посвященного Дню отца, просим Александра Стефанцова дать обратную связь – насколько содержательным получился диалог.
– Понятно, что праздник еще сравнительно новый, – говорит он. – Не все успели к нему привыкнуть. Формат свободного общения, на мой взгляд, очень хорош, ребята смогли обсудить вопросы, связанные как с работой и развитием, так и с взаимоотношениями. Как и в любом классе, на любом уроке, кто-то проявляет активность, другие больше слушают, но и в таких случаях, уверен, что-то откладывается в памяти.
Отличная площадка для экспериментов
Сергей ЧИНАКОВ, классный руководитель 6‑го класса школы №1367:
– В период каникул в нашей школе к знакомому формату мы решили применить новую форму! Обсуждение, посвященное Дню народного единства, в этот раз было проведено не для учащихся школы, а для тех, кто стоит по другую сторону учительского стола, – классных руководителей.
– Данный праздник призывает людей не только восстановить ретроспективу важнейших событий начала ХVII века, но и напомнить о важности сплочения граждан страны во все времена в любых обстоятельствах. В период Смутного времени одолеть интервентов позволило единение представителей всех сословий, народов и вероисповеданий. 4 ноября для современной России – напоминание о том, что только вместе можно преодолеть трудности, – так отозвалась о значимости этого события классный руководитель Марина Сергеевна.
«Разговоры о важном» включают много интерактивных элементов, что позволяет обеспечить максимальную включенность участников в процесс. Учителя с завидным энтузиазмом выполняли коллективные задания.
– Данный формат был нам очень полезен! Мы почувствовали себя учениками, действовали в нестандартной для себя обстановке, получили заряд энергии и позитива. Мне очень понравилось участвовать в новом для себя качестве, было комфортно, с удовольствием выполняла игровые задания. Замечательно, что проводятся мероприятия для педагогического состава, способствующие сплочению, командной работе, направленные на принятие коллективных решений, взаимопомощи, – поделилась впечатлениями классный руководитель Татьяна Борисовна Полетаева.
«Разговоры о важном» – отличная площадка для экспериментов, для применения вариативности форм и форматов, для того чтобы говорить о важном и быть услышанным.
Помогаем коллегам
Александр ОДЖО, учитель истории школы №854:
– Появление «Разговоров о важном» поначалу вызвало бурные обсуждения. Большинство вопросов исчезло с началом тренингов и мероприятий для учителей от Академии Министерства просвещения, Корпоративного университета. Сейчас эти занятия уже отличная традиция.
Специально для учителей из Москвы есть раздел на портале «Патриот.Спорт» по проведению занятий федерального проекта «Разговоры о важном». Там вы можете найти все разработки. А также можете использовать дополнительные материалы, которые создаются Медиацентром. Это видеоролики, которые размещаются по некоторым из тем.
Наша школа №854 участвует в создании видеороликов, которые могут транслировать на занятиях все московские учителя. Вместе с коллегами мы пишем сценарии таких уроков, ищем изображения, предлагаем дизайнерские решения. Над каждым видеороликом трудится большая команда Медиацентра: редакторы, операторы, режиссеры монтажа и другие специалисты.
Я записал уже три подобных видеоурока: «День города Москвы», «Музыкальная Москва», «День народного единства». Так как я учитель истории, то эти темы мы рассматривали по принципу «Зная традиции, иду в будущее». Он заключается в том, что мы рассматриваем историю нашей страны, транслируем ее славные страницы. Отдельное внимание в каждом видеоролике уделяем месту нашего города в истории России.
После каждого занятия, в котором были такие видеоуроки истории, мы получаем много обратной связи. Я очень рад, что большинство коллег благодарят за такую работу. Видео можно использовать по-разному. Это не просто просмотр, но и материал для обсуждения. Рекомендую отсматривать видеоролик заранее, чтобы определить фрагменты, на которых можно заострить свое внимание.
«Разговоры о важном» – это отличная площадка для расширения кругозора учеников и выстраивания нового уровня взаимоотношений между классом и его руководителем. Доверительные, честные, интересные разговоры смогут укрепить класс, дать новые темы для совместной деятельности.
Комментарии