Социокультурная реабилитация и социальная адаптация весьма важны для ребят с особыми образовательными потребностями. Педагогический коллектив колледжа автоматизации и информационных технологий №20 ценит свой многолетний опыт обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.
В текущем учебном году с применением дистанционных образовательных технологий в колледже обучаются 166 студентов с выраженными тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, стойкими расстройствами функций организма. Всем ребятам по медицинским показаниям рекомендовано обучение на дому. Колледж обеспечивает преемственность оптимального формата обучения на следующей после школы образовательной ступени и таким образом дает возможность продолжить образовательную траекторию ребятам с инвалидностью и ОВЗ. При этом основной задачей становится поиск оптимальных алгоритмов социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями с учетом актуального состояния образовательной и социальной сред.
За период более чем 10 лет в колледже разработаны и успешно реализуются инновационные проекты, позволяющие повысить социализационный потенциал ребят. В том числе гордость колледжа – проект, направленный на гражданско-патриотическое воспитание в рамках социокультурной реабилитации: совместный выезд студентов с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата в составе поискового отряда колледжа «Дозор» на Вахту памяти.
Следует отметить, что вопросы формирования активной гражданской позиции, патриотического воспитания ребят с ограниченными возможностями здоровья редко поднимаются на уровне общественных движений и практико-ориентированных программ. Безусловно, в ряду других вопросов, возникающих в связи с необходимостью создания условий успешной интеграции в социальное пространство, этот не выступает первостепенным. Тем не менее в процессе создания условий успешной социализации молодых людей с инвалидностью очевидна его значимость.
Федеральный проект «Разговоры о важном», стартовавший в этом учебном году, дает возможность вести диалог с молодежью на темы, волнующие сегодня россиян. Для ребят с инвалидностью это еще и возможность выйти на новый уровень осмысления актуальных социальных явлений. Уровень, отличный от привычного, сложившегося в рамках рассуждений, принятых в семье. Основным дефицитом, который они испытывают, является дефицит социального опыта, обусловленный достаточно замкнутым образом жизни вследствие ограничения возможностей самостоятельного передвижения, освоения привычных для всех подростков форм досуга. Поэтому очевидно, что некоторые темы «Разговоров о важном» могут быть достаточно чувствительными для восприятия подростком с ограниченными возможностями здоровья.
На данный момент нет методических разработок проведения «Разговоров о важном» для ребят с инвалидностью. В связи с этим администрацией колледжа было принято решение о необходимости формирования еще одного направления работы психолого-педагогического консилиума – поддержки реализации проекта «Разговоры о важном» в особых группах. Основной задачей деятельности специалистов консилиума является адаптация рекомендуемого в рамках каждой темы материала с учетом актуального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты психолого-педагогического консилиума предварительно изучают тему предстоящего «Разговора о важном» и формулируют рекомендации кураторам этих групп о том, какие нюансы следует учесть при презентации и обсуждении материала. Какими иллюстрирующими примерами целесообразно дополнить имеющийся рекомендованный материал, чтобы он был убедителен, доступен в восприятии и для обучающегося с тяжелыми выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, и для слабовидящего, и для студента с расстройством аутистического спектра.
Сформированный подход к реализации проекта «Разговоры о важном» в группах обучающихся с инвалидностью, безусловно, можно считать продуктивным. На занятиях в рамках проекта ребята активны, охотно дают обратную связь, готовы делиться своей точкой зрения. Анализ посещаемости показал, что не бывает отсутствующих без уважительной причины. Колледж нашел оптимальный формат разговаривать о важном с каждым!
Наталья ВОЛКОВА, заведующая Центром дистанционного и инклюзивного профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ колледжа автоматизации и информационных технологий №20
Комментарии