search
main
0

Разговор со снежинкой. Хочется учиться тогда, когда не скучно

Смешанное обучение, его плюсы и минусы обсуждаются уже не одно десятилетие как за рубежом, так и у нас, в России. В связи с этим на память приходят слова: «Если вы желаете научить детей, то это Божий крест, а если вы желаете учиться вместе с детьми, то это Божий дар».

В данной ситуации многие российские учителя не только учатся вместе с детьми, но еще и учатся у них. И причин здесь много. Это и  низкий уровень владения ИКТ, и отсутствие компьютеров в достаточном количестве, и отсутствие подключения к Интернету в школе, материальная сторона данного вопроса и ряд других. Может быть, поэтому так трудно ИКТ пробивали себе дорогу в школу. Да и сейчас еще можно услышать мнение ряда учителей русского языка и литературы, что во многих случаях компьютер им не помощник: он не научит детей ни правильно писать, ни читать. Особенно такое мнение распространено среди учителей, как правило, слабо или вообще не владеющих компьютером. Мнение, конечно же, спорное, но и оно имеет право на жизнь, потому что человеку зачастую лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А еще лучше попробовать самому. Вот и я решилась попробовать применить на практике технологию смешанного обучения. Вспомните себя в школьном возрасте. Чем вы увлекались? Что вас интересовало? На что вы тратили свободное время? Конечно же, не просиживали часами в социальных сетях и не примеряли роль вершителя судеб в  виртуальных мирах. И уж точно все ваше время не занимал сотовый телефон или смартфон, ставший неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Кипы книг и часок времени для чтения понравившейся книги или книжных новинок, которые надо было еще найти, остались в прошлом. Мы садимся за компьютер или берем в руки планшет, смартфон и…А школа? Громоздкие исписанные парты, четко закрепленные за каждым места  в классе, тишина и строгая дисциплина, тяжелые портфели и гора учебников – все это тоже уходит в прошлое. И вот уже перед нами, словно кадр из фантастического фильма, современный класс: легкие одноместные парты, ноутбуки, ученики, время от времени общающиеся с учителем и друг с другом, и… все. Ни книг, ни тетрадей, ни ручек, ни строгих назиданий! Интересно на таком уроке? Думаю, да. Комфортно ли чувствует себя ученик в таком классе? Очевидно, да. И нет извечной скуки от нудного пребывания в школе. Хочется учиться, потому что это интересно.Русский язык  – один из ведущих учебных предметов. На него отводится больше всего часов. А это значит, что учитель видится с учениками два-три раза в день (плюс еще и литература). Русский язык – предмет для многих довольно сложный, скучный из-за обилия многословных правил и исключений из них, требующий довольно длительного времени для выполнения заданий, потому что надо писать. А писать грамотно, аккуратно и красиво  непросто. Потому-то на других уроках и возникает вопрос: «А оценку за ошибки снижать не будете?» Как же избежать нежелания  учиться? Как помочь ученику увидеть в школьных предметах и  уроках  не врагов, а друзей, интересных и увлекательных? Думаю, смешанное обучение придет нам на помощь. Но какую модель смешанного обучения выбрать? Их много, у каждой свои плюсы и минусы. Перепробовав «Перевернутый класс», «Смену рабочих зон», «Автономную группу», решила остановиться все же на последней, хотя в практике работы порой применяю и другие.Как создавалась автономная группа? Для работы по технологии смешанного обучения выбрала 5-й «А» класс. Пятиклассники привыкают к новой системе обучения после начальной школы, поэтому, мне кажется, им проще начать работу по новой технологии. Процесс выбора группы был продолжительным. Первоначально отобрала всех более или менее владеющих компьютером. Дала задание. Для многих такая работа без постоянной поддержки со стороны учителя оказалась трудной. Не настаивала. Ребята сами должны были понять, что для такой работы, кроме умения владеть компьютером, нужны еще и знания по предмету. Другие имели неплохие знания по предмету, но недостаточно владели компьютером. Они тоже вышли из состава группы. Остались те, у кого и знания по предмету, и уровень владения ПК были достаточными для самостоятельной (в основном) работы в группе. Выбывших предупредила, что они могут, как и любой ученик в классе, пополнить группу. Условия они знают, все в их руках. Не надо лишать ребят желания двигаться дальше, добиваться поставленной цели. Так из общего количества обучающихся, а их 24, первоначально была создана автономная группа из 5 человек. К концу полугодия число обучающихся в автономной группе увеличилось до 10. А что же учитель? Сначала  получалось не все гладко. Как «разорваться» на две группы? Ведь это в идеале – дал задание, и дети работают. Но по ходу урока выяснилось, что все далеко не так. У ребят из автономной группы возникали вопросы. Да и не хотелось их вниманием обделять. Пришлось учиться четко планировать свое время на уроке, больше внимания уделять формулировке заданий, чтобы избегать излишних вопросов. При подготовке к уроку много времени уходит на подбор  материала для работы каждой группы. Сложность в том, что не хочется брать готовый материал, стараюсь в большинстве случаев составлять его сама, учитывая при этом связь с литературой: из изученного или изучаемого произведения подбираю адаптированные к теме урока отрывки. Но со временем благодаря накоплению дидактического материала подготовка к уроку, думаю, будет не такой трудоемкой. Большую помощь в создании структуры уроков оказала статья профессора  А.А.Ярулова «Интегративное построение системы учебных занятий», в которой  предложены варианты разных типов уроков, сочетающие самостоятельную работу с групповой и работой под руководством учителя. По А.А.Ярулову, урок начинается с настроя на деятельность. Вопрос о способах начала урока вызывает споры. Так, профессор А.А.Ярулов считает, что занимательное начало лишь мешает деловому настрою урока. Я, в общем, согласна с автором статьи, хотя думаю, что все зависит от особенностей класса. Бывали случаи, когда дети скептически относились к такому способу начала урока, в других случаях,  наоборот, ребята начинали работать с воодушевлением. Поэтому, зная особенности обучающихся класса,  чаще  начинаю урок с делового настроя на работу. Как правило, это 8-11-е классы. Хотя считаю, что занимательность тоже бывает разная. Подчас некоторые исторические факты или факты из биографии писателя вызывают интерес к его творчеству, а позже этот автор становится одним из любимых. Так, я стала показывать старшеклассникам перед началом изучения творчества писателей фрагменты из современных кинофильмов, созданных на основе изучаемого произведения. А натолкнул меня на это случай. Ученики старших  классов, чего греха таить,  не очень охотно читают произведения Льва Николаевича Толстого. Пугает их как количество написанного, так и временная отдаленность эпохи, в которой живут герои. И вот однажды ученик 11-го класса, перечитавший «Войну и мир», «Анну Каренину» и с  интересом  обратившийся к   другим  произведениям Толстого, сказал, что по-другому взглянуть на творчество писателя  ему помог голливудский фильм «Анна Каренина» с Кирой Найтли в главной роли. Нет, не  классика отечественного кино, а осовремененный образ героини, который создала актриса, вызвал интерес, донес  до современной молодежи то, что хотел сказать автор. Здесь можно, конечно же, спорить, но факт остается фактом.  В 5-7-х классах (хотя в 7-х классах уже встречаются скептики), чтобы вовлечь ребят в урок, использую необычное начало: занимательный вопрос, загадку, рассказ об интересном событии, театрализацию. Много советов по необычному вхождению в урок дает А.А.Гин в книге «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность».В настоящее время я осваиваю один тип уроков по модели «Автономная группа». Это уроки знакомства с новым материалом. Схема проводимых уроков по выбранной модели выглядит так. (См. табл. 1.) Итак, урок русского языка в 5-м «А» классе. Тема урока – «Диалог, или Как попасть в приличное общество». На уроке была использована презентация с фрагментами мультипликационного фильма «Как попасть в приличное общество», героев которого, смешариков, ребята этого возраста очень любят. Урок был построен по модели «Автономная группа». Основная часть класса работала с учителем. Автономная группа получила задание на рабочем столе компьютера (презентация по теме урока и задания по материалу презентации).  В данном случае  урок начинаем с выразительного чтения стихотворения В.Орлова, адаптированного к теме урока. Одна из задач урока – воспитание  культуры общения. Я считаю, что кроме необходимых учебных знаний дети должны получать и знания общечеловеческие, помогающие им в реальной жизни. Что как не вежливость, умение общаться поможет им освоиться в современном  обществе. На основе краткого анализа стихотворения тема и цель урока сформулированы. Дальше основная часть класса и автономная группа работают по отдельному плану. Пока основная часть работает с учителем над новым материалом, автономная группа делает это самостоятельно, работая с презентацией.  Во время составления опоры по рассмотренной теме основной группой у преподавателя есть 5 минут, которые он может уделить работе с автономной группой и на основе фронтальной беседы проверить уровень понимания материала. Следующий этап – работа в мини-группах. Основная часть класса, работая в парах, восстанавливает содержание изученного материала на основе составленной опоры. Автономная группа заполняет таблицу по теме урока «Способы передачи речи».- Какие способы передачи речи мы знаем?  – Что между ними общего и чем они отличаются? Заполните  таблицу. (См. табл. 2.)При выполнении практической части урока большую часть времени учитель работает с классом. Автономная группа работает самостоятельно, учитель лишь индивидуально помогает при возникновении вопросов. Практическое задание основной части класса включало пунктуационное оформление диалога и его выразительное чтение. Расставьте знаки препинания в тексте.Случай на урокеТы опять завтракаешь на уроке? Валя быстро спрятала завтрак в парту.Что будет, –  сказал учитель, – если все будут завтракать на уроке?Класс  зашумел.   Потому  что  каждый  хотел  сказать,  что тогда будет. Коля сказалБудет очень смешно! Миша сказалЖеванье будет! Маша сказалаВсе сытые будут!А чего не будет спросил учитель. Класс молчал. Чего не будет – никто не знал. Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто-то крикнулУрока не будет!Абсолютно верно сказал учитель.   (В. В.Голявкин) Автономной группе предложено было составить диалог по заданной теме (тема дана для каждой пары), используя опорные слова, и подготовить его выразительное чтение. Вот примерные задания для мини-групп.1-я группа. Представьте, что Копатыч приглашает вас помочь ему с уборкой урожая. Вы хотите отказаться. Подберите форму вежливого отказа. Составьте диалог (4-6 реплик). Определите его тональность: нейтральная, подчеркнуто уважительная, дружеская, фамильярно-грубоватая. Выразительно прочитайте диалог по ролям. Слова для справок. Ну уж нет! Нет, нет и нет! Ни в коем случае! Как жаль, но я не смогу! Еще чего! Извините, но я не смогу! Извините, но в следующий раз. Я бы с удовольствием, но… Я бы охотно, с радостью, но… Жаль, к сожалению, это невозможно.2-я группа. Представьте, что мама вашего одноклассника приглашает вас в гости. Вы хотите согласиться. Подберите форму благодарности. Составьте диалог  (4-6 реплик). Определите его тональность: нейтральная, подчеркнуто уважительная, дружеская, фамильярно-грубоватая. Выразительно прочитайте диалог по ролям.Слова для справок. Спасибо, мне очень приятно. Благодарю за приглашение. Я очень рад! С удовольствием! Безусловно, я приду. С радостью. С превеликим удовольствием! Нет слов, чтобы выразить мою благодарность! Вы очень любезны. Разумеется, я к вам зайду.3-я группа. Представьте, что вам у входа в школу встретился одноклассник. Составьте диалог на тему «Встреча с одноклассником» (4-6 реплик). Определите его тональность: нейтральная, подчеркнуто уважительная, дружеская, фамильярно-грубоватая. Выразительно прочитайте диалог по ролям.Слова для справок. Здравствуй. Привет. Мое почтение. Салют! Разрешите приветствовать вас. Хеллоу! Доброе утро! Я вам так рад! Позвольте выразить удовольствие видеть вас. Легок на помине! Сколько лет, сколько зим! Какими судьбами?   Итог урока – это итог работы класса в целом. В конце урока учитель вместе с ребятами останавливается на основных этапах урока. Можно предложить  желающим (по одному человеку от каждой группы) тезисное изложение рассмотренного материала на основе составленной  опоры или плана ответа. В завершение  урока –  советы смешарикам, как попасть в приличное общество, оформленные в виде реплик, из которых складываются «Правила вежливости от 5-го «А» класса».Домашнее задание дано творческое. Ребятам предлагается составить диалог (6-8 реплик, тема по выбору): 1) с улицей, по которой идете в школу;2) с домом, в котором  живете;3) с капелькой дождя или снежинкой;4) с приближающимся праздником; 5) тему сформулируйте самостоятельно.Какие выводы были мною сделаны?Модель «Автономная группа» предполагает наличие двух групп обучающихся, поэтому надо продумать содержание и организацию работы  каждой группы. Стала более трудоемкой подготовка к уроку. Много времени занимает подбор или самостоятельное составление дидактического материала для работы каждой группы. Ребятам интересно работать с отрывками из произведений, изучаемых на уроках литературы. Поэтому стараюсь подбирать отрывки, адаптированные к теме урока, и составляю  задания к ним. Такие упражнения получаются интересными, они выходят за рамки обычных заданий учебника. У ребят из автономной группы часто возникают вопросы во внеурочное время. Поэтому требуется дополнительное время для проведения консультаций. Постепенно в них начинают принимать участие и другие ребята из класса. Они обсуждают прошедший урок, рассказывают о своих удачах и трудностях при подготовке домашнего задания и в освоении материала по предмету. Для проведения консультаций мы с ребятами используем программу Skype.В таблице 3 представлены результаты, полученные в 5-м «А» классе за второе полугодие, когда проводились уроки по технологии смешанного обучения, включая модели «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа».Результаты, конечно, скромные, но мы в самом начале пути. Не могу сказать, что дальше все будет легко и просто. Наверное, самый идеальный урок тот, который еще не провел. На бумаге все расписано до мелочей, все четко, но практика вносит свои коррективы.Технология смешанного обучения привлекает все больше и больше сторонников в свои ряды. Но это вовсе не значит, что мы должны совсем отказаться от привычной для нас  классно-урочной системы обучения. Из множества современных технологий каждый из нас может сделать свой выбор с учетом собственного опыта, интересов, индивидуальных особенностей класса, предмета. Так из нудного и скучного предмет становится увлекательным, а урок интересным.

Наталья РОЛИК, учитель русского языка и литературы школы №39 Ростова-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте