Традиционно считается, что родителей больше всего волнует сбор средств. Кого-то, возможно, это и волнует, но на очередной встрече в Департаменте образования разговор в основном шел о сущностных проблемах образовательных учреждений. Родители задавали вопросы и получали ответы.
– Закончится ли национальный проект «Образование» 2006 годом или продолжится в будущем?
– В 2006 году реализуется первый этап национального проекта, в 2007 году реализация нацпроекта продолжится. Как он будет устроен, какие направления будут приоритетными, пока сказать сложно. Этот вопрос обсуждается, и все будет зависеть от того, насколько успешно мы отработаем первый этап. Если родительская и педагогическая общественность поддержат это направление, то проект будет продолжаться в этом же формате и дальше. Если будут внесены предложения о направлении средств на что-то другое, то, наверное, это будет обсуждаться, а направления как-то трансформироваться. Но пока по всем документам, которые есть, проект будет продолжен в будущем.
– Куда нужно будет направлять заявки на выдвижение лучших педагогов и школ?
– В Москве создан Центр качества образования (3-й Верхне-Михайловский переулок, дом 17, корпус 2), куда поступают все документы по нацпроекту. Но если по каким-то причинам неудобно отвозить документы туда, можно передать их через окружное управление образования, где работают группы, также собирающие эти документы для отправления в Центр качества.
– Будут ли введены пластиковые банковские карточки для детей, с помощью которых можно вести расчеты за питание? Ведь уже проводился эксперимент по этому поводу, интересно знать, каковы его результаты?
– Идея введения банковских пластиковых карточек давно зреет в головах, есть даже поручение Юрия Михайловича Лужкова насчет введения таких «Карточек учащегося» для каждого ученика. Эти карточки в порядке эксперимента уже были введены в 10 школах Центрального округа, 20 школах Северо-Восточного, планирует провести такой эксперимент Северный округ. Но чтобы ввести это в массовом порядке, нужно на каждую школу 300 тысяч рублей для приобретения считывающей аппаратуры, компьютерной техники, кассового аппарата и так далее. А если еще поставить систему охраны или «рамки» для прохода в школу с помощью карточки, то оказывается, что это очень дорогой проект. Те префекты, которые проводят эксперимент, нашли на это деньги, остальным дано задание найти деньги, чтобы ввести эти карточки. Может быть, в следующем году мы попросим выделить на это целевые средства, потому что в этом все средства, которые уже выделены дополнительно из бюджета города, идут на решение проблемы ликвидации очередности в детских дошкольных учреждениях. Юрий Михайлович Лужков сказал, что город сделает все возможное, чтобы уже к концу 2006 года смягчить эту проблему, построив 100 детских садов, а в следующем году вообще снять ее, построив еще 100 детских садов. Для этого потребуется в этом году дополнительно около 10 миллиардов рублей. Так что деньги на введение пластиковых карточек, вероятно, будет найти затруднительно. Хотя проект распоряжения о введении карточек уже находится на согласовании.
– Есть ли в планах города введение дотаций на питание школьников?
– Нет, дотаций на питание не будет. В начальной школе все получают бесплатные завтраки, примерно 30% детей – детей из социально незащищенных семей получают бесплатно завтраки и обеды, двухразовое питание организовано в школах полного дня, в школах здоровья для больных детей.
– Что предпринимается в Москве для противодействия распространению порнографии?
– В апреле состоялось совместное заседание правительств Москвы и Московской области по вопросу, который касался противодействия распространению детской порнографии. Этот вопрос плавно перешел в обсуждение роли средств массовой информации в распространении всего того негативного, что мы имеем. Решение было принято такое: направить в Государственную Думу РФ предложения об изменении законодательства с ужесточением мер, регулирующих законодательно ответственность лиц, которые этим занимаются, а также обращение к Президенту РФ с предложением немного скорректировать Закон «О СМИ». Эти предложения будут посланы от имени двух правительств – Москвы и Московской области.
– Многих родителей, которые отводят в этом году своих детей в первый класс, волнует не престиж той или иной школы, а поиск педагога, который будет обучать их в течение трех лет в начальной школе. Многие мамы обходят много школ, прежде чем найдут педагога, которому могут доверить своего ребенка. Но к такому педагогу, как правило, большая очередь, большой конкурс. Как можно решить такую проблему?
– Проблема качественной работы специалистов есть в любой сфере, в том числе и в образовании. Есть те, кто работает очень хорошо, есть и те, кто работает не так качественно. Нам кажется, что основная масса учителей у нас работает очень профессионально. По результатам мониторинга по позиции качества образования, в котором принимали участие все субъекты РФ, на первом месте – Москва. Что касается приема в первый класс, то в каждом округе работает комиссия по приему в первый класс. Возглавляет такую комиссию начальник окружного управления образования. Когда возникает проблема, когда нарушаются права ребенка по приему в первый класс, родители должны обратиться в комиссию, и комиссия обязана дать им, рассмотрев суть дела, ответ в письменном виде.
– В нашей школе с начала учебного года уже двадцать два раза прекращали занятия в связи с сигналом о будто бы заложенной бомбе. Когда это прекратится?
– На каждой планерке в Департаменте образования анализируются все сигналы, которые поступают о заложенных взрывных устройствах. Слава Богу, все сигналы оказываются ложными, но каждый звонок обязательно проверяется, потому что по-другому поступать невозможно. Но есть и другой момент: у нас ведется параллельно работа по нахождению людей, которые звонят. Ими оказываются либо ученики, либо бабушки и дедушки, сидящие дома (видимо, им скучно и они из окна наблюдают за происходящим). Когда мы находим ребенка, который делает ложные звонки, то наказываем родителей. Раз в школе такая ситуация, что кто-то 22 раза вводил всех в заблуждение, значит, нужно совместными усилиями найти этого человека.
– Учитывается ли при введении нормативного финансирования, что есть маленькие школы для детей-инвалидов, где 80 учеников и 80 сотрудников (но это не роскошь, а необходимость), ведь эти школы при подушевом финансировании просто не выживут?
– При определении норматива финансирования учитывался вид образовательного учреждения. В школах, где учатся больные дети, он много выше, чем в обычных школах, и эти школы обязательно выживут.
– Насколько правомерны действия школы, когда она организует платные услуги, платное дополнительное образование, платную подготовку детей к школе и так далее? Что можно в школе проводить платно, а что нельзя?
– Школа имеет право организовывать платные дополнительные услуги, но, естественно, на добровольной основе для учащихся и родителей. Никто не имеет права заставлять ребенка воспользоваться той или другой платной образовательной услугой. Ни в коем случае дополнительные услуги не должны быть связаны с основным образовательным процессом или как-то влиять на качество основного образовательного процесса в данном учреждении. Платное дополнительное образование может реализовываться во внеучебное время по желанию ученика и его родителей.
– Что изменится в кадетском образовании Москвы?
– В рамках городской целевой программы «Столичное образование-4» до 2007 года предусматривается разработка нормативного правового акта «Об установлении для государственных образовательных учреждений города Москвы дополнительных к федеральным требований в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся и воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», в том числе для кадетских школ (кадетских школ-интернатов); разработка нормативного правового акта города Москвы о порядке финансирования различных форм профильного обучения на третьей ступени общего образования, в том числе в кадетских образовательных учреждениях; разработка и внесение на рассмотрение комиссии по московской городской символике при правительстве Москвы Положения о знамени кадетской школы (кадетской школы-интерната), эскизы знамен и нарукавных знаков по принадлежности к образовательному учреждению. Кроме того, запланировано строительство здания кадетской школы-интерната №1 «Первый Московский кадетский корпус»; возведение пристройки (столовая и медицинский блок) к зданию кадетской школы-интерната «Третий Московский кадетский корпус имени Александра Невского» и (спальный корпус) к зданию кадетской школы-интерната №6 «Московский Георгиевский кадетский корпус» Северо-Восточного ОУО; строительство физкультурно-оздоровительных комплексов кадетских школ-интернатов «Навигацкая школа» Западного ОУО и «Второй Московский кадетский корпус» (МЧС) в Юго-Западном административном округе. Будут также созданы 4 кадетские школы (на 750 мест) путем реорганизации общеобразовательных учреждений в Центральном, Северо-Восточном, Юго-Восточном и Зеленоградском окружных управлениях образования. В планах внесение изменений и дополнений в программу курса «Основы военной подготовки» для кадетских школ (кадетских школ-интернатов) в связи с изменением редакции ст. 17 Закона РФ «Об образовании»; подключение 5 кадетских школ (кадетских школ-интернатов) к сети «Интернет»; разработка системы мониторинга личностного развития, обучения и воспитания детей из социально незащищенных групп населения, обучающихся в кадетских школах (кадетских школах-интернатах); продолжение реализации образовательных программ повышения квалификации, в том числе для кадетских образовательных учреждений, по курсу «Внедрение информационных и инновационных технологий в учебном процессе и системе управления образованием».
– Какие три основные задачи будет решать система столичного образования в новом учебном году?
– С 2006 года все регионы должны были перейти на новый базисный учебный план, утвержденный три года назад. Хотя в программе «Столичное образование-4» записано «осуществить переход на новый Базисный учебный план», мы посмотрели, что есть на уровне Федерации, насколько мы готовы принимать проблематику профильности старшей школы, перестраивать начальную школу с новыми предметами, которые заявлены. МДО проведет конференцию тех школ, которые участвовали в эксперименте по новому федеральному базисному учебному плану, чтобы определить те реальные проблемы, которые есть и которые сдерживают массовый переход на этот план, оценить наработанное в области дидактики, в области создания новых учебников. Практически как таковых новых учебников нет, у нас в Москве сейчас обязательное одиннадцатилетнее общее образование, Владимир Владимирович Путин тоже говорит об обязательном общем образовании. Но ведь раньше были выстроены предметы концентрически, в девятом классе изучение истории заканчивалось, в старшей школе оно начиналось на новом уровне. Теперь нужно выстроить идеологию учебных программ так, чтобы изучение предметов шло линейно, это полная перестройка, значит, нам надо работать с издательствами, чтобы выяснить, как они готовят эти новые учебники. Пока из разговоров с издательствами выясняется, что они не готовятся к новой ситуации. Так что первая задача – обсуждение того, как мы будем отрабатывать новую комплексную систему перехода на новый базисный учебный план. Вторая задача – довести до конца работу по определению того, что такое региональный стандарт образования или региональная составляющая стандарта образования. То есть завершить разработку московского стандарта. Мы долго подходили к этому с разных сторон, но комплексного подхода пока не было. С учетом того, что нынче идет разработка новых подходов к стандартам образования, нужно параллельно разрабатывать и региональный стандарт. Третья задача – выстраивание комплексной системы оценки качества образования, потому что наработано много (здесь и аттестация образовательных учреждений, и мониторинг, который мы проводим, и ЕГЭ, и промежуточный контроль, и многое другое), но все рассыпано, как песок на тарелке, и пора уже выстраивать общий контур.
На вопросы отвечали
Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования;
Владимир МОИСЕЕНКО, заместитель руководителя Департамента образования;
Сергей ЛУГАЧЕВ, начальник отдела кадетского образования Департамента образования
Комментарии