search
main
0

Разъезд: возможны варианты… На селе школы укрупняются, в городе – дробятся на ступени

Практически каждый год народ обсуждает очередное преобразование в образовательной отрасли. Отшумели страсти по единому экзамену, уже никого не удивляет аббревиатура ГИФО. Еще одно новое направление – реструктуризация школ – значилось в повестке дня заседания республиканского координационного Совета по модернизации и развитию образования в Чувашии. Совет этот, напомним, был создан в ноябре 2002 года и объединил в своих рядах педагогов, представителей власти, промышленных предприятий, общественных структур. Самое время было собраться: во-первых, президент Чувашской республики Николай Федоров подписал указ о дополнительных мерах по обеспечению реструктуризации школьной сети, во-вторых, нынче преобразования должны затронуть не только сельские, но и городские школы.

То, что перемены в системе сельских школ жизненно необходимы, это бесспорно. Вот типичное “лицо” малокомплектки последних лет: в классе по 8-10 учеников, учителя ведут одновременно несколько предметов. При огромных затратах на обучение сельских школяров ребята заметно отстают по уровню знаний от городских сверстников.
О реструктуризации в Чувашии заговорили еще в 1997 году, когда приняли президентскую программу “Новая школа”. Затем эта идея получила развитие в целевой программе “Сельская школа” в 1998 году. Тогда же была определена общая схема реструктуризации: сохранять начальные школы, малокомплектные основные реорганизовывать в начальные, малокомплектные средние – в основные, а базовые средние школы укрупнять, организовав подвоз учеников из других деревень.
К началу 2002-2003 учебного года школы республики по президентской программе получили 71 специальный автобус. И хотя поначалу жители глубинки с некоторым недоверием восприняли новшество, через несколько месяцев сомнения рассеялись. Разве плохо – детей доставляют к месту учебы и домой, причем в сопровождении социального педагога, который и за безопасность отвечает, и настроением детей интересуется, и может пожурить за плохую отметку. Конечно, бывает, что транспорт “буксует”, выходит из строя. Но местные власти находят решения. Школьные автобусы сегодня ежедневно перевозят 2300 детей из 243 населенных пунктов по 109 маршрутам. Общая протяженность дорог – около 850 км.
В прошлом году реорганизованы 50 малокомплектных сельских школ. За счет сэкономленных от реструктуризации средств открыто более 90 детских садов.
В этом году по президентскому указу для села будут закуплены еще 70 школьных автобусов, и 10-12 из них пойдут в резерв – на случай поломки техники. Взят в расчет и другой “фактор риска” – дороги. Согласно разрабатываемой сейчас программе “Дорога к школе” в ближайшие 2-3 года будут построены и отремонтированы трассы к 130 деревням. Фактически реструктуризация школ дала импульс модернизации всей социальной инфраструктуры села: осуществляется газификация, благоустройство, обновляется связь и др. Всего в 2003 году намечено реорганизовать 50 сельских школ. Их учеников примут укрупненные базовые школы – современные, оборудованные компьютерами и прочей техникой, с возможностью профильного обучения в старших классах.
Впрочем, “реформа” сельского образования не сводится к созданию базовых школ. Есть и другие варианты. Жители Моргаушского района начали внедрять объединенные проекты “школа + клуб + учреждения спорта и здравоохранения”, “школа + детский сад”. При таком подходе к делу выгода очевидна: появляется возможность сохранить школу даже при малом количестве детей, объединить социум вокруг села. Сейчас в районе работают уже четыре школы, “совмещенные с очагами культуры”, и шесть комплексов “школа – детский сад”. Между прочим, приезжавший недавно в Чувашию вице-премьер, министр сельского хозяйства России А. Гордеев предложил даже провести в Моргаушском районе слет руководителей сельских школ страны, чтобы те переняли опыт.
С селом – понятно. А что ждет в этом году городские школы? “Горожанам” предлагаются две модели реструктуризации. Первая: создание самостоятельных школ-ступеней (отдельно – начальная школа, основная и старшая профильная). Вторая: открытие образовательных центров, где ребята смогут получить и профессиональное и дополнительное образование.
Один из мотивов грядущих перемен – улучшение качества образования. Что греха таить – в иных городских школах уровень знаний учеников оставляет желать лучшего. Другая веская причина – демографический кризис. Начальник управления образованием Чебоксар С. Кудряшов привел на совете такую статистику: сейчас в среднем звене столичных школ (5-9-е классы) учатся 34 тысячи ребят, через четыре года их останется только 18 тысяч. Отряд же старшеклассников через 7-8 лет сократится почти на треть – с одиннадцати тысяч до четырех.
Но все-таки, насколько необходимы эти перемены? Сельским школам, конечно, не обойтись без собственных художественных студий и курсов профподготовки. Но так ли нужны они в городе, в тех же Чебоксарах, где и без того немало возможностей для развития ребятишек? Есть и кружки при дворцах культуры, и центры детского творчества, и курсы при вузах. Да и упомянутое “опустение школ” – дело будущего. Пока же в Чебоксарах иные школы загружены под завязку: ребята занимаются в две смены, учеников в классах сверх нормы.
Все же без реструктуризации не обойтись, считает министр образования Чувашской республики Г. Чернова, ведь преобразования нацелены на перспективу, предполагают новый уровень требований к городским школам. Укомплектованных школ, по словам министра, реструктуризация не коснется – речь только о тех, где учеников не хватает. А если и придется делить школы по ступеням, то исключительно в рамках одного микрорайона – чтобы малышам далеко на уроки не ходить. Есть, между прочим, у такого разделения и научная мотивация: психологи утверждают, что учебный процесс пойдет куда эффективней, если младшие классы будут заниматься отдельно от старших.
Проблем с новым делом будет, судя по всему, немало. Как заметил один из членов совета, и в деревнях, и в городе предстоит еще поработать с родителями и педагогами. Но если в глубинке счет “убеждаемых” шел на десятки, то в городах пойдет на сотни.
Впрочем, с реструктуризацией столичных школ спешить не собираются. Предстоит просчитать все варианты, провести мониторинг, и, конечно, обязательно будет учтено мнение родителей.

Екатерина КАЗНИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте