Петрозаводскому профессиональному лицею N 12 уже более 60 лет. Он готовит продавцов, поваров, официантов – эти профессии сейчас очень востребованы. Конкурс при поступлении доходит до 5 человек на место! Дело в том, что сейчас магазину не получить лицензию, если у продавцов нет специального образования. Да и сошел на нет бум недавних лет, когда к себе в магазин хозяин брал в продавцы просто порядочную женщину. Поняли: одной порядочности недостаточно, нужны специальные знания. К тому же юные выпускники профлицея не приучены ловчить. Как говорит директор Елена Севрюк, у них нет “порочного опыта работы”, они все делают так, как положено.
С магазинами понятно, но почему поваров столько требуется, ведь наш общепит приказал долго жить? Зато стали открываться кафе, рестораны, бары. Потребовались специалисты, причем одного умения варить щи да борщи недостаточно – подавай что-нибудь более изысканное. Профессиональный лицей и с этой задачей справляется – мастера держат руку на пульсе времени. Например, лицей первым в Петрозаводске освоил устройство фуршетов и теперь все время получает приглашения на самые престижные, в том числе и правительственные, приемы.
Но наше щедрое на парадоксы время и тут сказалось. Впервые за последние годы лицей испытывает острую нехватку мастеров производственного обучения. Причина одна – крайне низкая зарплата. Я поговорила с несколькими мастерами и не поверила своим ушам: у классных специалистов, которых можно смело назвать профессорами в своем деле, она меньше тысячи рублей или едва превышает эту нищенскую границу! В то же время выпускнице-повару сразу предлагают минимум полторы тысячи, а если идет работать в ресторан, то и три-четыре.
– Мастеров это морально тяготит, – не скрывает Елена Федоровна. Она рассказала недавний случай, который, если б я не из ее уст услышала, приняла бы за анекдот. Пришли посланцы из открывающегося в Петрозаводске ресторана, чтобы пригласить к себе самых способных выпускников-поваров. Естественно, зашла речь о зарплате. Говорят, на вопрос хозяина (а это москвич), сколько стоит платить толковым поварам, они ответили – пять тысяч. Он деловито уточнил: “Долларов?” Петрозаводские партнеры от изумления потеряли дар речи: у нас эта сумма и в рублях-то космической кажется.
Нина Бобулан, заведующая мастерской поварских групп, в лицее (прежде он назывался торгово-кулинарным училищем) уже 31 год. Когда-то, вспоминает, попасть сюда было ее мечтой, брали только лучших из лучших, передовиков производства.
С Ниной Михайловной мы беседовали прямо в мастерской – у поваров это кухня. Вовсю кипела работа: на плитах что-то жарилось-парилось, туда-сюда сновали повара. Старательную ученицу Оксану Юлия Хинчакова учила аккуратными кружочками нарезать яблоки, красиво выкладывать их на противень. Учеба здесь имеет практическую направленность: каждый день нужно накормить завтраком, обедом и ужином 500 учащихся своего лицея! А еще приходят гости. Сегодня, например, ждали в гости группу финнов – гостей филармонии.
Нина Михайловна на работу приходит к 6 часам утра, уходит в 7-8 часов вечера. Поскольку часто приходится обслуживать заказные торжества – один из источников дохода для лицея, – в месяц у нее хорошо если выпадет два выходных дня. Но сетовала она главным образом на условия, в которых приходится обучать ребят. Оборудование далеко не современное: нужны СВ-печи, кондитерский шкаф, фритюрница, фаршемешалка. Нет посудомоечной машины – ее просто некуда ставить.
– Раздвинуть бы стены, – вздыхает Нина Михайловна.
Вообще теснота – одна из главных проблем в лицее. При норме в 247 учащихся здесь обучают 649! Елена Севрюк уже не надеется, что получат они обещанную в свое время пристройку. “Крутимся как можем”, – говорит она. Пришлось под учебные мастерские переделать первый этаж общежития. В самом здании лицея открыли два магазина – продовольственных и промышленных товаров, это учебные мастерские для будущих продавцов. Новые русские магазины отказались брать учеников к себе на практику.
Здесь, в учебном магазине, девчонки проходят всю необходимую цепочку – от приемки товара до его продажи и инвентаризации. У них бригадная материальная ответственность за товар. Есть своя кассовая машина. Но опять же из-за тесноты нет возможности продавать все группы товаров – швейные изделия, ткани. Нужен бы свой хороший магазин-универмаг. Я, кстати, иногда захаживаю в этот учебный магазин – все намного дешевле, к тому же привлекает вежливое обслуживание. Мастер Татьяна Вострякова, смеясь, рассказала, что недавно они проводили среди покупателей опрос. Так пожелание было всего одно: “Чтобы продавцы не боялись покупателей!” Очень уж девчонки стесняются.
За последние годы у нас появилось столько новых, доселе невиданных товаров, что мастерам на старом багаже далеко не уехать. Специальная литература тоже не особенно доступна. Деньги на методическую литературу сейчас платят исправно, но ста рублей в месяц не хватает. Учебник по торговому делу стоит 500 рублей, очень дороги специальные журналы. А ведь мастер, к примеру, торговой группы должен владеть смежными специальностями – товароведением, знанием продовольственных и непродовольственных товаров, торгового оборудования, санитарии и гигиены, маркетинга и менеджмента.
Все 35 мастеров лицея – еще и воспитатели, потому что в профессиональном обучении без этого не обойтись. Среди учащихся 44 сироты – по сути мини-детдом. Но проблемы возникают не только с ними. Большую помощь оказывает Карельский институт повышения квалификации работников образования, где мастера учатся на курсах, изучают возрастную психологию, педагогику.
Существенную поддержку видит лицей, по словам директора, и от Министерства образования и по делам молодежи Карелии, в ведении которого находится. Много полезного подсказали во время недавнего лицензирования лицея. Но есть проблема, которая требует понимания со стороны федеральной власти – как исполнительной, так и законодательной.
– Лицей должен вести подготовку в двух уровнях, давать как начальное, так и среднее профессиональное образование, – считает директор. – Нам разрешили доучить ребят в этом году, но что будет дальше? Ведь время вала прошло, работодатель выбирает специалиста с более высокой квалификацией. Если мы не перестроимся, появится много безработных специалистов. У нас на педсовете в лицее на ура приняли известие о том, что в Министерстве образования России подготовлен проект Типового положения о многоуровневом образовательном учреждении профессионального образования. Но он требует внесения изменений в Закон “Об образовании”. Если бы депутаты Госдумы это сделали быстрее!
…Так получилось, что все мастера, с которыми познакомилась в профессиональном лицее N 12, – женщины. Я не феминистка, но невольно подумала: не потому ли здесь, несмотря на тесноту и старые стены, так уютно, спокойно, как дома. Кстати, одна из мастеров так и выразилась: “Здесь дом родной”. Вот только государство наше подобно мачехе – кормит впроголодь, а требует по полной программе.
Наталья МЕШКОВА
Петрозаводск
Комментарии