search
main
0

Раздвигая границы. Модель развития специального образования в Красноярском крае

Ребенок родился с отклонениями здоровья. Как сложится его жизнь? Не праздный вопрос. В Красноярском крае проблема обучения детей с ограниченными возможностями является актуальной в связи с тем, что число этих детей постоянно растет. Среди новорожденных около 25% детей нуждаются в коррекционной психолого-педагогической помощи. В настоящее время специальным образованием охвачено 4% от общего количества учащихся. Общество и государство не вправе отказывать в помощи своим юным гражданам, которые в силу различных обстоятельств, не зависящих от них, оказались в сложной жизненной ситуации. Над проблемами их адаптации работают ученые, врачи. Педагоги Красноярского края ведут большую работу в поисках путей обучения и воспитания таких детей.

СтатфактПо состоянию на 1 января 2008 года в Красноярском крае специальным образованием охвачены 11234 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из них в 44 краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучаются 5307 детей, в том числе 1299 детей-инвалидов. В трех краевых оздоровительных учреждениях санаторного типа обучаются 758 детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе 91 ребенок-инвалид. В муниципальных общеобразовательных учреждениях – 5169 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – 3217 детей-инвалидов, 286 детей находятся на надомном обучении.В краевых специальных образовательных школах трудятся 2053 педагога.

За последние пять лет в Красноярске был создан краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, в Минусинске, Канске, Лесосибирске, Ачинске открылись его филиалы. Сегодня двенадцать территорий Красноярского края участвуют в реализации проекта «Интеграция отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массового обучения». Организована подготовка и переподготовка специалистов в Институте специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева, на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.

Однако на сегодня имеющийся опыт интеграции этих детей в массовое обучение не имеет нормативной базы, не везде этот опыт воспринимается положительно как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Большинство детей получают образование в специальных (коррекционных) школах, многие из которых не отвечают требованиям времени. По окончании этих школ у детей отсутствует необходимый социальный опыт для дальнейшей самостоятельной жизни. Такое состояние дел потребовало изменений в системе специального образования края и нашло отражение в проекте Концепции его развития.

Основные направления Концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае до 2011 года

Что явилось основанием для разработки концепции?

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями.

Детям с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены психолого-медико-педагогическое сопровождение и специальные условия для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний – в специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах.

Сложившиеся формы помощи детям с проблемами в развитии не реализуют действительных интересов этой категории детей: специалисты разных сфер работают разрозненно, не предоставляя детям, родителям, обществу и государству целостной услуги социализации и интеграции детей в нормальную жизнь.

Идеи развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Основной целью и показателем эффективности системы специального (коррекционного) образования являются максимально возможная подготовка к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование социально-коммуникативных навыков.

Особенностью услуг системы специального образования должно стать развитие способов и средств преодоления, компенсации дефекта, вызвавшего трудности в нормальном развитии и ограничение возможностей здоровья.

Необходимо совершенствовать существующую сеть специальных учреждений путем проведения мероприятий по ее модернизации и реструктуризации, создавая на базе существующих учреждений новые службы (услуги) помощи детям с особыми потребностями.

На базе имеющихся учреждений должны появиться школы, позволяющие детям с ограниченными возможностями здоровья получить услуги по приобретению углубленной трудовой подготовки и возможность трудоустроиться.

Необходимо разрабатывать и реализовывать модели интегрированного обучения. Дети с особыми потребностями в обычных школах не должны быть изолированы от общества и должны получать опыт социализации во взаимодействии с нормальными сверстниками.

Механизмами разработки и реализации моделей интегрированного обучения должны стать конкурсы программ и проектов оказания различных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективная интеграция возможна только при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение учителями массовых школ и детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей. Кроме этого, необходима подготовка административного ресурса учреждений, готовых реализовывать в учреждениях современные модели и технологии работы.

Модернизация системы специального образования подразумевает создание механизма ее устойчивого развития как максимально гибкой системы, реально взаимодействующей со структурами общего образования. При этом необходимо сохранить традиционные ценности специального образования.

Пути реализации идей

Создание системы ранней коррекционной помощи.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные школы.

Обеспечение стабильного функционирования и развития системы специальных (коррекционных) учреждений.

Разработка системы мер и механизмов обеспечения углубленной трудовой и начальной профессиональной подготовки на базе ряда специальных (коррекционных) школ.

Повышение квалификации и переподготовка педагогов и узких специалистов.

Этапы реализации

Январь – декабрь 2008 г.: подготовка, согласование и утверждение Концепции со всеми участниками, учет отношения общественности, разработка моделей интеграции, принятие закона о наделении полномочиями органов местного самоуправления по обеспечению государственных гарантий на получение детьми с ограниченными возможностями здоровья общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Январь – декабрь 2009 г.: апробация моделей интеграции в 5 районах края, координация планов и действий различных служб и ведомств в целях оптимизации процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях образования.

Январь – декабрь 2010 г.: оформление опыта и тиражирование практики интеграции и социальной адаптации детей с проблемами в развитии в районах края, совершенствование работы действующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте