search
main
0

Раздельное обучение

Третий год в Московской общеобразовательной школе № 1065 действует экспериментальная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11-х классов. Основная идея этой программы – раздельное обучение девочек и мальчиков по курсу ОБЖ. О ходе эксперимента рассказывает директор школы Сергей КУШНИРОВ.

– Сергей Андреевич, расскажите, пожалуйста, как возникла идея раздельного обучения девочек и мальчиков?

– Раздельное обучение придумано не нами. Еще в царской России девочек и мальчиков воспитывали раздельно. Причем мальчиков воспитывали мужчины, а девочек – женщины. К сожалению, в современной России все не так. Поэтому мы решили хоть как-то приблизиться к тому, что использовалось на протяжении долгого времени в России. Разрабатывая программу, мы старались использовать все, что было наработано до нас.

– Почему эксперимент решили проводить на базе вашего учебного заведения?

– Школа № 1065 обладает статусом городской экспериментальной площадки по разработке и внедрению передовых обучающих технологий и технических средств в области образования «Безопасность жизнедеятельности». Кроме того, она – базовая школа по ОБЖ в районе Южное Бутово. И конечно же, в выборе нашей школы для реализации этой программы сыграл роль наш опыт работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11-х классах.

– Кто участвовал в разработке программы?

– Экспериментальную программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для

10-11-х классов вместе со мной разрабатывал мой заместитель по обеспечению безопасности – Валерий Сидоров. Нам помогали представители Красного Креста из Юго-Западного административного округа столицы и специалисты Московского института открытого образования. Мы согласовывали этот документ с Московским научно-исследовательским институтом неотложной детской хирургии и травмы, который возглавляет Леонид Рошаль.

– В чем суть вашей экспериментальной работы?

– В основе программы – раздельное обучение мальчиков и девочек в 10-11-х классах. Юноши изучают раздел курса ОБЖ «Основы военной службы», девушки – «Основы медицинских знаний» по тематике «Оказание первой помощи». Разрабатывая экспериментальную программу, мы пришли к выводу, что курс ОБЖ, охватывающий правила безопасного поведения в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, основы здорового образа жизни, элементарные медицинские знания должен быть закончен в 9-м классе. Затем необходимо готовить будущих защитников Отечества и тех, кто способен оказать первую помощь.

В связи с тем, что мужчинам и женщинам в жизни приходится играть разные роли, обусловленные различиями физиологии, мы пришли к выводу, что и курс ОБЖ нужно преподавать раздельно. Этот вывод опирается и на постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». В частности его пункт 16 гласит, что с гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.

– Экспериментальная программа реализуется в вашей школе с 2004 года. Что удалось за это время сделать?

– В течение первого года проведен ряд организационных и практических мероприятий. Прежде всего, заключены договоры о совместной деятельности в рамках эксперимента с учебно-методической лабораторией «Основы безопасности жизнедеятельности» Московского института открытого образования, Московским научно-исследовательским институтом неотложной детской хирургии. Ежемесячно проводились заседания участников эксперимента по анализу текущей работы и ее корректировке.

Разработаны и утверждены программы для учащихся 10 и 11-х классов, в основе которых – принцип разделения обучения мальчиков и девочек, для 10-го класса разработаны темы и материалы в электронном виде.

Кроме этого школа получила кабинет ОБЖ, в котором есть муляжи для отработки порядка и правил оказания первой помощи, а также другие технические средства для занятий по ОБЖ, в том числе и по основам военной службы. Приобретен компьютер и мультимедийный проектор для кабинета ОБЖ. Занятия с учащимися 10-х классов проводятся с применением новых технических средств.

В рамках экспериментальной программы на базе школы 10 февраля 2005 г. проведен V Всероссийская конференция «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ. Образовательное учреждение – пространство безопасности».

– Как вам удалось решить кадровую проблему? Кто ведет занятия?

– Разделы «Основы военной службы» у нас ведет штатный преподаватель-организатор ОБЖ, а «Основы медицинских знаний» – работник со специальным медицинским образованием, получающий дополнительную оплату.

Деление классов на подгруппы дает учащимся возможность увеличить объем знаний теории и приобрести умения, необходимые в жизни. Причем в экспериментальной программе предполагается как совместное, так и раздельное обучение юношей и девушек в зависимости от специфики изучаемых тем.

– Экспериментальная программа рассчитана до 2008 года. Что еще предстоит сделать?

– В 2006 году мы планируем начать разработку учебных пособий для 1-11-х классов по правилам действий в повседневной жизни, а также в различных чрезвычайных и экстремальных ситуациях, приступить к созданию мультимедийных программ для практической отработки различных ситуационных задач.

Кроме этого должны приступить к разработке тем по ОБЖ в виде электронных презентаций и применению их на уроках, закончить переоборудование кабинета ОБЖ, разработать темы для мальчиков и девочек 11-х классов, привлечь к проведению занятий с девочками 10-11-х классов специалистов Красного Креста. В планах также – проведение городской конференции по теме эксперимента «Разработка и внедрение передовых обучающих технологий и технических средств на уроках по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

– Каких результатов вы предполагаете добиться в итоге эксперимента?

– Школьники должны получить знания по действиям в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера. У них должны сформироваться практические умения доврачебной медицинской помощи себе и другим. Кроме этого мы должны подготовить преподавателей к применению на занятиях передовых обучающих технологий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте