search
main
0

Разбуженный декабристами

Педагогика гражданского патриотизма Александра Герцена

У Герцена страшно много, ужасно много ума, так много, что я право и не знаю, зачем его столько одному человеку.
Виссарион Белинский

В истории педагогики бывают удивительные сближения ретроспективы и современности, когда мировоззрение, идеи и взгляды какого-то педагогического мыслителя прошлого мощно актуализируются и вступают в резонанс с новой эпохой.

В данной связи для современного отечественного образования, вновь обретающего пути дальнейшего развития на основе духовно-нравственного воспитания, существенное и во многом путеводное значение обретают личность и деятельность Александра Ивановича Герцена (25.03(6.04) 1812 – 9(21).01 1870).

Мыслитель прожил яркую и сложную жизнь. За прошедший после смерти публициста значительный исторический период произошло международное признание вклада Александра Ивановича Герцена в мировую науку и культуру. Бесспорным считается его значительное влияние на литературу, философию, политологию и культурологию.

Подчеркивается, что яркий дар писателя, блестящие способности полемиста, колоссальная эрудиция, выдающийся талант мыслителя предоставили ему возможность стать одной из центральных фигур русской и мировой общественной жизни. Однако намного менее представленными и оцененными являются идеи и взгляды Герцена в сфере воспитания и образования, его педагогическое мировоззрение в целом.

Сын сердца

Александр Иванович Герцен родился в Москве в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева, происходившего из знатного аристократического рода, ведущего свои корни от Андрея Кобылы (как и Романовы). Александр был незаконнорожденным сыном 16‑летней немки Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг, которую его отец, возвращаясь после многолетнего путешествия по Европе, взял с собой в Москву (Гааг уже была беременна). Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен – «сын сердца» (от нем. Herz).

Формирование миросозерцания Александра в детстве и юности происходило в обстановке вызванного Отечественной войной 1812 года могучего подъема патриотического самосознания русского народа. «Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельной песнью, детскими сказками, моей «Илиадой» и «Одиссеей», – вспоминал впоследствии Герцен.

Решающее влияние на формирование его мировоззрения оказало восстание декабристов. Вскоре после 14 декабря 1825 года Александр Герцен и его друг и дальний родственник Николай Огарев на Воробьевых горах дали клятву «отдать свою жизнь борьбе за дело, начатое декабристами». Александр остро чувствовал, что он «не с той стороны, с которой картечь и победы, тюрьмы и цепи».

Позднее, в 1828 году, в одну из прогулок на Воробьевых горах Герцен и Огарев поклялись «в вечной дружбе и неизменном решении отдать всю жизнь на служение свободе – обнявшись, присягнули в виду всей Москвы пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу».

Помнится, в моей молодости были популярны ироничные строки Наума Коржавина, написавшего «Балладу об историческом недосыпе».

Любовь к Добру сынам дворян жгла сердце в снах,
А Герцен спал, не ведая про зло…
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда все пошло.

И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.

Действительно, по выражению Герцена, «14 декабря открыло новую фазу нашему политическому воспитанию, эти люди разбудили душу у нового поколения – повязка спала с его глаз. Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон души моей. Мальчиком 14 лет я клялся отомстить казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками. Я не отомстил; гвардия и трон, алтарь и пушки – все осталось; но через тридцать лет я стою под тем же знаменем, которого не покидал ни разу».

Выковали непримиримого противника

Преодолев препятствия со стороны отца, желавшего устроить для сына военную или дипломатическую карьеру, в восемнадцать лет Герцен поступает на физико-математическое отделение естественного факультета Московского университета, поскольку у него к естественным наукам «развилась сильная страсть».

Юноша погружается в новый, шумный мир студенческой жизни. Отличаясь чрезвычайно живым темпераментом, Герцен успешно учится, много читает, но еще более говорит, спорит, проповедует. Вот характерное для Герцена высказывание о роли университетов в современной ему России: «Значение университетской молодежи в России совершенно иное, чем в других странах. В университетах укрывалась и возросла русская мысль; во все времена тридцатилетнего избиения ее там жила надежда и жили верования, там лились слезы, и сердце билось человеческим негодованием».

Летом 1833 года Александр Иванович завершил четырехлетний курс обучения и решением совета университета «за отличные успехи и поведение» был утвержден кандидатом отделения физико-математических наук. Ему также была присуждена серебряная медаль за диссертацию «Аналитическое изложение Солнечной системы Коперника». Он не был удостоен золотой медали только по причине того, что в сочинении было «слишком много философии». Герцен всегда с особой теплотой вспоминал Московский университет: «Я так много обязан университету и так долго после курса жил его жизнью, с ним, что не могу вспоминать о нем без любви и уважения. По отношению к университету легка благодарность: она нераздельна с любовью, со светлым воспоминанием молодого развития».

По выходе из университета перед выпускником открывался путь к успешной научной карьере, однако судьба Герцена сложилась совсем иначе. Размышляя над этим, поражаешься тому тупому упорству, с каким царское правительство последовательно выковывало из свободолюбивого, но вполне законопослушного молодого человека своего убежденного и непримиримого противника. И выковала!

Сначала он был арестован по надуманному обвинению «за антиправительственные действия» (по выражению Герцена, его посадили «прямо из детской»). В тюрьме молодой человек пробыл девять месяцев, после чего, по его словам, «нам прочли, как дурную шутку, приговор к смерти, а затем объявили, что, движимый столь характерной для него непозволительной добротой, император повелел применить к нам лишь меру исправительную в форме ссылки».

Затем Герцен был отправлен в ссылку на службу в провинциальные города, которая продолжалась с перерывами до 1842 года, когда благодаря хлопотам друзей ему удалось выйти в отставку и переехать в Москву.

Вскоре после смерти своего отца (в 1847 году) Герцен благодаря родственным связям навсегда уезжает с семьей за границу. Он стал подлинным «гражданином Европы»: за почти четверть века эмиграции жил и работал во Франции, в Италии, Англии, Швейцарии.

В целом жизнь Герцена в эмиграции была тяжелой и оказалась насыщена многими печальными событиями. Особенно трагичным в личном плане оказалось начало 50‑х годов. В 1851 году в пароходной катастрофе гибнут его мать и сын. А на следующий год скончалась не пережившая этого жена. Потрясенный Герцен напишет: «У меня остались на свете только мои дети и мой труд».

Мыслитель занимал ведущее место в российской политической жизни. В 1855 году он переезжает из Парижа в Лондон, где основывает Вольную русскую типографию для печатания запрещенных изданий. Сначала Александр Иванович издавал журнал «Полярная звезда», а с 1 июля 1857 года – еженедельную газету «Колокол». Влияние статей А.И.Герцена на общественное мнение в это время было громадно. Пик влияния «Колокола» приходится на годы, предшествовавшие освобождению крестьян, тогда газета регулярно читалась в Зимнем дворце.

Тяжелыми для Герцена оказались 1860‑е годы. После крестьянской реформы влияние «Колокола» начало падать. Особенно негативно на репутации Герцена сказалась поддержка им польского восстания. «Колокол» продолжал выходить до 1867 года включительно, но он уже не имел прежнего значения. Последний период жизни Герцена был для него временем оторванности от России и полного идейного одиночества. «Отцы» отшатнулись от него за радикализм, а «дети» не приемлили за умеренность.

9 января 1870 года Александр Иванович умер в Париже от воспаления легких. Похоронили мыслителя сначала на кладбище Пер-Лашез, а потом прах его был перевезен в Ниццу, где покоится до настоящего времени. Над могилой высится символичный памятник, изображающий Герцена стоящим во весь рост с лицом, обращенным по направлению к России…

«Я всегда готов размышлять о воспитании»

В течение всей жизни Герцен напряженно интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах тему воспитания. По его выражению, он был «всегда готов говорить о воспитании и оторваться от политики не только на пять минут, но и на пять часов». Александр Герцен выделял сферу воспитания как наиболее близкую интересам каждого думающего человека. Ведь даже у людей, чуждых политики, рождались и воспитывались дети, судьбой которых они были озабочены.

По его убеждению, «воспитание – одна из наиболее сложных задач, и не может быть разрешаема общими фразами». Гуманизм Герцена проявлялся во внимании и деятельной любви к человеку. Символично, что Виссарион Белинский назвал его «поэтом гуманности во всех смыслах этого прекрасного слова»!

В сокровищницу педагогической мысли вошли художественные и публицистические произведения А.И.Герцена, эмоционально-образно раскрывающие сущность педагогических процессов, – автобиографическая эпопея «Былое и думы», роман «Кто виноват?» и рассказ «Сорока-воровка», в которых писатель поставил самые острые вопросы социально-педагогической реальности. Признано, что его произведение «Кто виноват?» по праву может считаться «педагогическим романом русской литературы, как «Эмиль, или О воспитании» Руссо – французской, «Лингард и Гертруда» Песталоцци – швейцарской».

Для реализации своих замыслов он страстно выступал за просвещение народа как базис развития страны, добивался распространения знаний среди самых широких слоев, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием. Поэтому Герцен в полной мере может быть отнесен к выдающимся просветителям. Данное определение расширяет оценку его творчества, ранее ограниченного преимущественно социально-политическими взглядами.

Свободная и развитая личность

В целом педагогическую концепцию Герцена можно трактовать как социально ориентированное учение, наполненное гражданскими устремлениями и вместе с тем базирующееся на народной основе.

В насыщенных педагогическими проблемами и духовно-нравственными исканиями произведениях Герцена мощно звучала центральная для него тема идеалов гражданского воспитания свободной личности. Цель воспитания, по Герцену, заключалась в развитии сильной индивидуальности, в раскрытии всей полноты человеческой личности и формировании у нее общественных взглядов. Мыслитель определял личность как живую силу, творящую культуру, и выделял ее основные характеристики: самопознание, мышление, волю, свободу и достоинство. А основой воспитания выступало приобщение к истинному знанию.

Эта проблема рассматривалась мыслителем в ракурсе воспитания личности, несущей в себе стойкий нравственный стержень и не отступающей от своих идеалов под давлением обстоятельств. И наоборот, выражалось сожаление о горькой судьбе тех, кто не имеет такого внутреннего стержня, а потому легко ломается под давлением первых препятствий со стороны внешних сил.

В лице Герцена русское общество выступило с критикой индивидуалистической концепции воспитания, стремления педагогики и педагогов удалять детей от общества для спасения их от его «разлагающего влияния». Бельтов, герой произведения «Кто виноват?», показал всю несостоятельность абстрактного воспитания, оторванного от условий той жизни, в которой позже должен был действовать воспитанник.

Насущной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной и свободной личности гражданина – патриота Родины, который живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.

Мыслителем была разработана оригинальная типология личностей:
«плоская натура, при первом жизненном толчке отказывающаяся от прежней святыни своей души и идущая по обычному пути корысти и стяжательства;
благородная натура, но не реальная, на всю жизнь оставшаяся с юношескими мечтаниями, идущая наперекор событиям, всю жизнь, тянущая одну ноту;
действительная натура, которая отправляется в жизнь не с юношескими сентенциями, а с юношеской энергией, способной раскрыть свою душу всему человеческому».

Вся жизнь свободной личности освещается высоким идеалом, придающим «своеобразный тон судьбе человека». Постоянная активность, а не созерцательность – характерная черта свободной развитой личности, которая не поддается среде, а преобразует ее, создает вокруг себя. Это «непокорная личность».

Воспитание нонконформистов

Герцен особенно ярко проявил себя как выразитель общественной составляющей и критик государственной политики в сфере образования. Изменение устаревшей системы обучения органично входило в его программу переустройства мира на новых началах.

В данной связи подчеркнем, что мыслитель рельефно показал опасность авторитарного воспитания в России не только для своего времени, а вообще как российского архетипа.

Герцен называл царствование Николая I «тридцатилетним гонением на школы и университеты» и показал, как николаевское Министерство просвещения душило народное образование. Царское правительство, по хлесткому определению публициста, «подстерегало ребенка при первых шагах в жизни и развращало кадета-дитя, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно в них человеческие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности. За нарушение дисциплины оно малолетних наказывало так, как не наказывают в других странах закоренелых преступников».

В противовес такой авторитарной направленности образовательной политики педагог-гуманист подчеркивал: «Для того чтоб не бояться вольного духа, не науку надо гнать, а надо сделаться просвещенным правительством. Правительство забыло, что с системой стеснения образования оно дошло до падения Севастополя, потому что правительству, стесняющему образование, кроме дураков и воров, никто служить не станет».

Итак, Герцен решительно выступал против всей направленности официальной образовательной политики николаевской России, направленной на воспитание конформиста, верного слуги режима, на человека, сервильно адаптирующегося к социально-политическим обстоятельствам.

Он был глубоко убежден в наличии двух мало пересекающихся между собой линий в образовательной политике – государственной, объективно делающей из человека удобного и нужного конформиста, и общественной, ставящей целью воспитание человека, который выражает интересы развития страны, поскольку «любовь к Родине – это не любовь к начальству».

Но он не приемлил и курс на отказ личности от социальных обстоятельств, замыкание в своем семейном или идеалистическом мирке. Для свободной личности, по Герцену, оставался один путь – путь борьбы с неблагоприятными факторами.

В данной связи подчеркнем, что в своих произведениях Герцен явно обращался к человеку будущего: из 40-50‑х годов ХIХ века он готовил будущих «шестидесятников». Прекрасно понимая мощную социальную значимость просвещения и образования, Герцен, пока не поднялось общественно-педагогическое движение 1860-1870‑х годов, в одиночку выражал его идейный потенциал и формулировал программу движения.

Народность герценовской педагогики

Мыслителем была создана концепция национального воспитания, которая имеет фундаментальный и прогностический характер. Герцен отмечал в качестве важного преимущества отечественной педагогики ярко выраженную восприимчивость к культурам других народов, не исключающую самобытности русского национального характера. По его выражению, «нет воспитания более полиглотного, чем наше».

Широта русского образования, по его убеждению, – позитивная категория. Непрофессионализм (дилетантизм) образованного человека, будучи преимущественно русским явлением, понимался мыслителем как признак внутренней свободы и служил показателем перспективности исторической жизни народа. В этом преимущественно политическом (и только потом этическом) плане русская широта противопоставлялась им западной специализации как явлению в основном отрицательному.

Поэтому А.И.Герцен выдвигал планы «национального перевоспитания народа» в духе общинности, которая присуща русскому народу. Он считал, что самое положительное влияние на детей оказывает простой народ, который является носителем лучших национальных качеств. У народа молодые поколения учатся бескорыстной любви к Родине, уважению к труду, отвращению к праздности. В этом смысле и состоит народность герценовской педагогики.

Неприятие Запада

В развитии педагогических взглядов Герцен шел своим, оригинальным путем, бережно сохраняя лучшее из русских воспитательных традиций, используя то ценное, что он находил в европейской педагогике, одновременно подвергая глубокой критике ее слабые стороны.

Исследователями, характеризующими философские и общественно-политические взгляды Герцена периода эмиграции, всегда особо отмечалось абсолютное неприятие им западного общества. Его тонкий и проницательный ум быстро постиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которым первоначально влекло Герцена из «непрекрасного далека» русской действительности 1840‑х годов. Он последовательно и страстно обличал убогую духовную атмосферу западной цивилизации, особенно конформизм мещанства, во многом предвосхитив критику современного «общества потребления» («С того берега»).

Герцен совершенно не идеализировал и современную ему западную педагогику. Ему претила педагогика, нацеленная на индивидуалистические и потребительские интересы, на развитие конкуренции, на подготовку дельцов. Он прозорливо видел в ней такую опасность для формирующейся личности, как социальное неравенство, ограничивающее доступ к качественному образованию для социально незащищенных слоев населения.

Родительская педагогика

Александр Герцен, отец 10 детей, всесторонне рассмотрел проблему семейного воспитания. Он сравнивал политическую борьбу с воспитанием своих детей, обращаясь к ним: «Для меня остались в мире две задачи: моя русская деятельность и ваше развитие».

Как любящий отец он делал все, чтобы его дети в эмиграции не забыли о Родине, жили ее интересами, знали ее заботы. В «Письме к сыну» (1851) он призывал отрока: «Занимайся как можно больше русским языком. Никогда не забывай, что ты должен быть русским». Александр Иванович был убежден, что «только понимание самобытности родины превращает индивида в личность с ее неповторимостью». В «Письме сыну» (1858) Герцен восклицал: «Я верю в Россию и люблю ее, я не хочу, чтобы дети мои были иностранцами».

Поэтому особое внимание он придавал подбору преподавателей для своих детей, стараясь привлечь к их воспитанию крупных педагогов и ученых из круга друзей. Герцен требовал от наставников больше уделять внимания изучению русской культуры, истории, где «сокрыта гуманность, благородство, патриотичность». Подчеркивал, что при воспитании очень важен отбор книг по истории Отечества, русской словесности, настаивал на чтении детьми произведений Пушкина и Крылова.

В семье Герцена устраивались литературно-музыкальные вечера, читались лекции, ставились спектакли, проводились диспуты. Понимая ограниченность возможностей русского воспитания в условиях эмиграции, Герцен с горечью писал сыну Александру: «От вашего развития я жду много; но тут я не сумел сделать то, что хотел. Из тебя вышел иностранец».

Вместе с тем взгляды Герцена на родительскую педагогику не замыкались его собственной семьей. Так, в «Письме императрице Марии Александровне» Герцен сформулировал свои взгляды на воспитание наследника престола, пронизанные ценностями национального воспитания. Он призывал императрицу: «Научите вашего сына носить фрак, перечислите его в гражданскую службу; вы сделаете ему великое благо. Займите его ум чем-нибудь более благородным, нежели вечная игра в солдаты; учебная наследника престола не должна походить на кордегардию». Осуществить это было возможно, если призвать к образованию наследника престола людей «русских, образованных, любящих отечество и не носящих эполет».

***

Рассматривая общественно-политические процессы, происходившие в России начала ХХI века, в их проекции на развитие образования, особенно понимаешь значимость, необходимость и своевременность нового обращения к педагогическим идеям Герцена. Педагогическое мировоззрение Александра Ивановича Герцена удивительно современно, оно прежде всего по своей национальной основе отвечает как сегодняшним реалиям России, так и перспективам развития отечественного образования.

Как, пожалуй, мало к кому из отечественных педагогических мыслителей при оценке взглядов Герцена на воспитание и образование подходит контекстный характер. При этом главное – даже не то, что он конкретно написал на педагогические темы, а какие смыслы в этих своих размышлениях аккумулировал и что предвосхитил. Роль Герцена в развитии отечественного образования совершенно особая, он не выражал и не осуществлял программу общественных преобразований в сфере просвещения, а формировал ее, определял корпус задач и проблем, который будет затем последовательно, хотя и не линейно-поступательно, реализовываться на протяжении второй половины 1860‑х годов – начала ХХI века.

Все это обуславливает необходимость вдумчивого переосмысления творческого наследия Александра Герцена, существенной переоценки его педагогического мировоззрения, оказавшего сильное влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли. Сейчас мы можем не только, что вполне естественно, выйти за рамки прежних классовых стереотипов, но, главное, посмотреть на мировоззрение Герцена с точки зрения современной педагогической проблематики, значительно актуализировав его взгляды на образование, которым, впрочем, всегда была присуща футурологичность.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник науки и высоких технологий РФ, лауреат знака «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте