Не хочется опускаться до демагогии и пустого сотрясания воздуха прописными истинами типа «Что посеешь – то и пожнешь», «Мир есть любовь», «Все дети одинаково талантливы». Я – за эти истины. Двумя руками «за».
Но, работая в школе много лет и не разочаровавшись в своей профессии, уже пожиная плоды уважения бывших учеников, приводящих своих детей «учиться к нашей учительнице», я пришла к глубокому убеждению: школа выросла. Как долговязый подросток, она не помещается за родной партой. Кажется, только уселся, а локти торчат или ноги выглядывают из-под парты. Подросток-то перерос самое себя.
Ноу-хау XVII века: классно-урочная система Яна Амоса Коменского. Один учитель может «сеять разумное, доброе, вечное» целыми горстями. Грамотность стала доступной практически каждому.
Прошло более трех веков, а классно-урочная система продолжает свое победное шествие. Она заслуженно и уважительно зовется традиционной, претендуя на незыблемость. Замахнусь на святое, задав вопрос: а так ли бесспорна эта претензия? Очевидные недостатки – ограниченные возможности индивидуального подхода, ориентация на среднего ученика – неизбежно ведут к противоречиям между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования, развития каждого учащегося. Как тут не согласиться с Александром Сергеевичем Пушкиным: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань!» А ведь классическая классно-урочная система изначально не нацелена на задачи дифференциации и индивидуализации обучения.
Сама классно-урочная система – вот та одежка, которая стала короткой и узкой школе XXI века. Как бы мы ни старались, какие бы технологии и методы ни применяли – это все лоскутки на платьице, из которого вырос подросток. Ведь любые реформы приводят к одному и тому же: ученик усредняется! А ведь средний – это серый, это никакой, это стоячее болото, а не живой родник.
Когда же придет новый Коменский? Когда же наша российская школа с ее богатейшими традициями приобретет корифея, который предложит новые «одежды» для выросшей школы?
Мы продолжаем работать в рамках традиционной системы обучения. Как ни крути, получается, что ученик подстраивается под школу. А ведь должно быть наоборот!
Достижение ожидаемого результата возможно при одном простом условии, оговоренном
Е.А. Ямбургом: с одной стороны, школа адаптируется к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – достаточно быстро реагирует на изменения социально-педагогической ситуации. При этом становится определяющим выбор оптимального, наилучшего для конкретного учащегося пути обучения. В современной педагогике это называется «индивидуальная образовательная траектория». Но как все это осуществить на деле? И не в какой-то воображаемой школе будущего, а в нашей отягощенной многими проблемами школе сегодняшнего дня?
Одна из любимых мною цитат: «Мы не можем ждать милостей от природы». В каждом из нас должен проснуться Коменский! Он должен говорить и действовать. И тогда мы увидим гармоничность всей системы уроков, а в конечном счете – долгожданный результат: ученика, реализующего себя творчески.
Екатерина СЛАВГОРОДСКАЯ, учитель математики СШ №4 г. Алексеевки, учитель года Белгородской области-2005
Комментарии