Все чаще можно услышать мнение о том, что дополнительное образование становится для детей основным, потому что именно благодаря ему у ребенка появляются первые представления о своем будущем профессиональном пути. Система кружков и секций широко распространена по стране, однако по мере удаления от крупных областных центров или городов-миллионников жизнь этой системы протекает по-разному. И если мегаполисы имеют достаточные ресурсы для развития материальной, технической базы, а также для обеспечения кадрами, то в провинции многое держится на плечах энтузиастов-педагогов. Поэтому системе дополнительного образования нужно помогать, в том числе финансово, посредством проведения различных конкурсов, дающих возможность получить денежный грант на развитие.
Один из таких конкурсов – «Люди будущего» – организовало некоммерческое партнерство содействия развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи «Лифт в будущее», которое в свою очередь является ведущей образовательной программой благотворительного фонда «Система». Как возникла идея провести конкурс проектов научно-технического творчества и почему это так важно для сегодняшнего общества, рассказывает президент, председатель правления БФ «Система» Елена Чернышкова: – Прежде всего нужно пояснить, что корпорация «Система» – это очень большая частная корпорация, которая по общему объему бизнеса составляет около 1% ВВП России, и в нее входит более 20 совершенно разных предприятий, включая МТС, «Детский мир» и т. д. У корпорации, как это принято во всем мире, есть социальные приоритеты. Они, естественно, созвучны социальным приоритетам российской экономики в целом, которая сейчас нацелена на научно-технологический прорыв. В ближайшие 10-15 лет как страна мы должны сделать все возможное, чтобы стать ведущей мировой научно-технической державой, потому что это единственный способ сохранить лидерство в мировой экономике. По сути, это должна быть такая экономика, в которой талантливые люди являются главным капиталом страны. В ситуации, когда нет недостатка в талантливых детях, мы должны создавать систему отбора, поиска и поддержки таких ребят. Для нас как для корпорации важны технические инженерные науки, поэтому мы должны предложить модели, которые государство может взять себе на вооружение и включать в такие большие государственные проекты, как Национальная технологическая инициатива. Другими словами, нам необходимо создавать непрерывные образовательные программы дополнительной подготовки в сфере технических наук с последующим выходом на рынок труда. Почему это важно? Сегодняшнее школьное образование представляет собой систему, которая замкнута на себя. Высшее образование представляет собой систему, плохо связанную со школьным образованием. Кроме того, высшее образование не всегда умеет эффективно взаимодействовать с работодателем, а ведь рынок труда меняется очень быстро, быстрее, чем вуз корректирует учебные программы. Решением проблемы может быть поддержка в виде конкурсов, например, конкурс карьерных центров университетов, который, на наш взгляд, является мостиком между высшим образованием и индустрией. Мы отбираем лучшие центры, финансируем их проекты и распространяем практики. Лучшее решение относительно талантливых детей – это поиск их с раннего возраста и предложение им интересных и эффективных образовательных программ, которые помогут вести их со ступени на ступень – от школьного аттестата до получения диплома молодого специалиста. «Люди будущего» – как раз одна из таких программ в рамках большой стратегии. Мы работаем над тем, чтобы создать систему мероприятий и конкурсов для индивидуальной и институциональной поддержки. По сути, это комплекс, нацеленный на создание непрерывной образовательной траектории, начиная со школьного возраста и до рынка труда. У нас в этом плане очень выгодное положение, поскольку помимо экспертов образовательных программ мы также представляем сообщество работодателей, а значит, знаем все тонкости процесса. Краткая справкаКонкурс проектов «Люди будущего», направленный на поддержку научно-технического творчества школьников, стартовал 1 июня 2016 года. На текущий момент завершен первый конкурсный этап и сформирован список финалистов – участников второго отборочного этапа. Прием расширенных заявок от финалистов продлится до 15 октября 2016 года. Победители будут объявлены в ноябре 2016 года. Тематически проекты связаны с модернизацией образовательных практик и технологического оснащения организаций дополнительного образования для школьников 5-11-х классов по научно-техническим дисциплинам. Статистика заявок по конкурсу Всего на 1-й этап конкурса поступило 386 заявок. В финал конкурса вышла 81 организация. Победителями по итогам 2-го конкурсного этапа станут до 40 организаций дополнительного образования (конкурс более 9,5 заявки на место). География охвата финалистов Заявки-финалисты поступили из 41 региона России, в том числе из 55 различных городов, а также из 7 сел и поселков. Лидерами по количеству заявок стали Сибирский федеральный округ (30% проектов) и Приволжский федеральный округ (23%). На Москву и Санкт-Петербург приходится не более 5 заявок от каждого субъекта Федерации. Для Москвы ограничение было установлено Положением о конкурсе.
Комментарии