Неподалеку от Волгоградского судостроительного завода находится 19-е профессиональное училище. Оно и “печет” рабочие кадры для судоверфи. Парни, закончившие его, получают профессии сварщиков, судостроителей и судоремонтников, электромонтеров. После армии многие устраиваются на завод. Берут их туда охотно.
Сегодня производство на подъеме и в наших ребятах очень нуждается, – считает директор училища Евгений Леонидович Большаков. – Наши связи с базовым предприятием прочны, как никогда, чему мы, конечно, очень рады. Но мы, безусловно, заинтересованы и в том, чтобы максимально заполнить существующую нишу на рынке труда. А для этого надлежит готовить не просто рабочий класс, а специалистов, имеющих вдобавок к хорошим рукам и крепкую теоретическую подготовку, заинтересованных в своем дальнейшем карьерном росте. Жизнь теперь этого требует…
Буквально в прошлом году был создан учебно-производственный комплекс, в который вошли 19-е училище и соседний индустриальный техникум. Он тоже является базовым для судостроительного завода. От Астрахани до Саратова это единственное учебное заведение, где дается среднее профессиональное образование такого профиля. (Техникум располагает филиалами на Нижней Волге).
На первых порах училище и техникум объединились, так сказать, “на общественных началах”. В рамках этой ассоциации стало возможным на всю катушку использовать учебно-производственную базу, библиотечно-информационные фонды, кадровый потенциал друг друга:
– У нас шикарный компьютерный центр, – рассказывает директор техникума Владимир Трофименко, – шестьдесят современных машин, интернет, электронная почта, что для обычного училища роскошь. Наши преподаватели стали вести в училище некоторые предметы, прежде всего информатику. В свою очередь мы “дозагрузили” их педагогов, которым не хватало часов. Они стали работать и у нас. Появились совместные учебно-методические комиссии по циклам дисциплин. Это позволило коллегам из училища “набрать” и в методическом плане, и компьютером овладеть. Потом поставили модемы – и начали общаться, уже не покидая своих кабинетов.
Но постепенно сотрудничество в рамках общественной организации исчерпало себя, и два учебных заведения встали на путь полного слияния. Кстати, застрельщиком здесь выступил базовый завод. Именно он нуждается в таком качественном рывке профессионального образования вперед.
– Теперь мало иметь просто хорошего сварщика, судосборщика. В цене подкованные “спецы”, которые не шарахаются от компьютера, знакомы с элементами высшей математики, изучали экологию, охрану труда и так далее… – Трофименко такая позиция предприятия-“шефа” ясна как день и близка. – Поэтому надеемся, что к 1 июля мы оформим все оставшиеся документы и начнем прием абитуриентов в учебное учреждение новой модели. Она включает в себя обе ступени – НПО и СПО. А в перспективе – высшее…
Что это дает студентам? Допустим, молодой человек поступал в техникум, но не прошел по конкурсу. Теперь он не останется за бортом, а все равно сможет учиться в этом же техникуме, правда, не на средней ступени, куда подавал документы, а сперва на ступени НПО по той же специальности.
Да и тут еще не все потеряно: если на протяжении первого и второго курсов он будет успевать по своей специальности только на “хорошо” и “отлично”, тогда, не завершив начальную ступень, он сможет перейти на ступень среднюю, где будет учиться на год меньше – 2 года 10 месяцев.
Ребята, не попавшие в этот ускоренный курс, но полностью овладевшие трехгодичной программой училища, в принципе тоже могут не останавливаться на достигнутом. Для желающих учиться и учиться появится неплохой шанс закончить техникум в сокращенные сроки – всего лишь за один год 10 месяцев и получить второй диплом. Причем все это отнюдь не за плату, а за счет бюджетного финансирования, надо только пройти конкурс. (Кстати, предусмотрен и обратный процесс: тот, кто по тем или иным причинам не потянул уровень техникума и нахватал “неудов”, не прерывая отношений с учебным заведением, “плавно спускается” на ступень начального профобразования).
Новоиспеченным специалистам среднего звена, имеющим, помимо рабочих навыков, кругозор и более солидную практику, гарантировано распределение на судостроительный завод. А с будущего года треть приема отдается под целевую контрактную подготовку. Заключившие трехсторонний договор студенты смогут рассчитывать, помимо обычной стипендии, еще и на дополнительную стипендиальную выплату от предприятия, заинтересованного в данном выпускнике. Ведь после окончания техникума молодой специалист обязан отработать в цехах не менее трех лет. Завод и сейчас на каждом курсе выплачивает именные стипендии отличникам.
…Старшеклассники техникума показали мне свой макет мощного, недавно спущенного заводом на воду танкера “Лукойл” класса “река – море”. Строительство корабля-махины в принципе начинается с такой вот миниатюрной модели. Ну а дальше технологический процесс продолжался обычно за кульманом. Очевидно, в ХХI веке он будет перенесен на дисплеи. И на спецдисциплинах ребята недавно начали изучать проектирование судов на базе компьютерных программ, чертить не карандашом, а “мышью”. На вооружении и учебная версия программы, позволяющая с нуля начать проектирование детали по заданным параметрам, а затем полностью вывести технологию ее изготовления. Этот пакет из-за своей дороговизны пока еще даже не внедрен в отечественном машиностроении. Но в техникуме не сомневаются, что их питомцам, специалистам дня завтрашнего, рано или поздно придется иметь с ним дело.
– В наши дни учебным заведениям приходится серьезно думать, как с наименьшими затратами, экономя время, средства (особенно если обучение ведется на платной основе), материалы, растить специалистов нового поколения, – комментирует начальник отдела высшего и среднего образования областного комитета по образованию Наталия Улитенкова. – Многоступенчатость обучения, интегрированные курсы и программы позволяют удовлетворить потребности людей, которые хотят повысить свою квалификацию, овладеть смежной специальностью, часто без отрыва от производства. Поэтому мы уже давно идем к созданию подобных учебных комплексов и объединений. За ними будущее.
Действительно, спроси любого пэтэушника – так каждый второй говорит, что не намерен до старости “вкалывать простым работягой”. Молодежь в принципе понимает, что для успеха сегодня неплохо учиться всю жизнь. В какой-то момент бывает нужно вновь вернуться за парту, повысить свое образование, квалификацию, и лучше по сокращенным программам и срокам.
Логическим завершением цепочки непрерывного образования станет вузовское звено. Уже традиционно из числа выпускников индустриального техникума набирается одна группа в Волгоградский филиал Нижегородской академии водного транспорта. Но готовит академия все же больше эксплуатационщиков. Чистых же кораблестроителей кует Санкт-Петербургская морская академия, с которой сейчас завязывают отношения волгоградцы и надеются, что этот знаменитый российский вуз даст многим их землякам путевку в большое плавание.
Юлия ГРЕЧУХИНА
Волгоград
Комментарии