search
main
0

Раз – два! Три-четыре! В 213-й школе Санкт-Петербурга день начинается с зарядки

В далеком прошлом оказались многолюдные катки перед окнами классов, лыжные дорожки на стадионах и футбольные ворота. Сейчас пейзаж все больше составляют коробки строящихся домов. И тем отраднее вдруг очутиться у самого школьного порога, где с маленькой горки скатываются на мини-лыжах четыре девочки. Им жарко и весело, несмотря на плаксивое петербургское небо. И в жизнерадостном визге угадывается стойкое желание кататься до ночи.

Прежде чем зайти в школу, интересуюсь у девочек, учатся ли они здесь и если да, то почему предпочитают гулять не в другом месте, а на школьном дворе? Неужели не надоел? Девочки изумленно вскидывают ресницы и отвечают: разве школа может надоесть, если в ней хорошо?
А в школе действительно хорошо. Первое, что ощущается во всем, – порядок. Приверженец такого стиля, Людмила Любимова, директор школы N213 с углубленным изучением английского языка, заслуженный учитель РФ, лауреат Сороса в номинации “Лучший учитель математики”, уверена, что не ошибались мудрые, говоря: “В здоровом теле – здоровый дух”. А какое здоровье без чистоты?
Школа N213, первая в России школа с углубленным изучением английского языка и сохранившая свой статус по сегодняшний день, была недавно признана лидером в числе образовательных учреждений, где самый маленький процент заболеваемости детей.
Людмила Любимова объясняет этот факт просто:
– Радостная статистика – лишнее подтверждение тому, что мы выстроили учебный режим, не вредящий ребенку. Каким образом? В уставе школы записали, что уроки следует сделать сорокаминутными, удлинив этим перемены. Все двадцатиминутные паузы у нас сохранены, есть промежуток между основными занятиями и факультативами. Вместе со звонком на перемены у нас открывается спортзал. Особенно подвижные мальчики и девочки вполне успешно могут там поиграть. И мячи, и дежурный учитель к их услугам. Хотелось бы заметить, что отдых бывает не только активным. Мы не можем не думать о детях, которые динамичному времяпровождению предпочитают созерцание, размышление, спокойную беседу. Именно поэтому мы, остро нуждаясь в классных помещениях, все-таки пожертвовали одной комнатой и устроили там читальный зал. Он просторен, ярко освещен и, что самое приятное, всегда наполнен детьми.
Перемены у нас большие еще и для того, чтобы дети могли заглянуть в столовую, когда им удобно. После обеда ребенок может посидеть, почитать книгу, пообщаться с друзьями, благо условия комфортные.
Безусловно, мы следим за соблюдением теплового режима в классе. Нет сильных морозов – дежурный обязан проветрить помещение, проверить его чистоту. Понятно, что дежурного курирует учитель, но в основном дети приучены к такой организации.
Стадион, который расположен перед школьным крыльцом, не пустует до самых холодов. На нем проводятся соревнования между образовательными учреждениями даже районного масштаба. А в дополнение к хорошему спортзалу в школе существует небольшой тренажерный зал, где каждый желающий волен позаниматься на любом из десяти снарядов. Людмила Любимова называет упражнения на тренажерах “красивым эпизодом урока”, и мне это выражение нравится, потому как все, что я вижу в школе, попадает в удачную формулировку. Особенно “греют” “эпизодические” проявления зелени в рекреациях. Это заросли живых цветов на трех этажах школы. Причем ухаживают за ними дети. И из “эпизодов” они постепенно превращаются в традицию школы.
– У нас во всех кабинетах много зелени, – продолжает экскурсию директор. – Она снимает напряжение, успокаивает, на ней приятно остановиться взглядом. Последнее очень полезно. Мы применяем упражнения для коррекции зрения, то есть ребята в течение урока несколько раз выбирают дальнюю и близкую точку. Учителя следят за их осанкой, чтобы не сутулились, не перегружали позвоночник. Я не говорю уже об обязательных физкультминутках. В начальной школе занятия начинаются с зарядки. В каждом классе есть магнитофон, свои кассеты, свой отработанный комплекс упражнений. Физкультзарядку проводят сами малыши, и удовольствие им это доставляет безграничное.
Одна из любимых форм отдыха – музыкальные перемены. И самое замечательное, что дети предпочитают все вместе отбивать не однообразный ритм популярной музыки, а… кадриль. Истоки этой привязанности Людмила Любимова усматривает в легендарной дате – 19 октября. Помимо того, что это лицейская годовщина, в знаменательный день малышей посвящают в ученики 213-й школы. Готовят им театрализованное представление, вручают особые значки, поздравляют и… приглашают на танец. Школьную польку или кадриль. И когда в общем, огромном хороводе кружатся дети, родители, учителя, завучи и директор, зрелище получается незабываемым, а оттого волнующим. А что еще “программирует” на здоровье, как не положительные эмоции?
Сохранить ребенка в процессе обучения жизнерадостным – одна из важнейших задач школы. Отвлечь его от негатива подворотни, социального неустройства помогает внеклассная работа. Любимова не понимает позиции “с уроком кончается педагог”. Грош цена такому учителю, для которого не важно: оскорбил ли ребенок кого-то после урока, ушел ли грустный, одет ли небрежно. Продолжением здоровьесохраняющей технологии директор считает и двухдневные поездки ребят с учителями в Вырицу, где есть возможность быть наедине с природой, и уникальный театр на английском языке, где дети не только актеры, но и гримеры, осветители, костюмеры, и выпуск школьной газеты, участие в олимпиадах.
– Мы учим детей блюсти внутри себя чистоту. Разумно выбирать и разумно распределять, – говорит Любимова. – Если мы поможем ребенку, разумно дисциплинируя его, беречь свое и чужое здоровье, то наградой нам станет его сильный, свободный дух, который, как известно, живет в здоровом теле.

Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте