search
main
0

Раз, два, три, четыре, пять…

Я иду искать!

Помните ли вы, какая книга произвела на вас яркое впечатление? Вы сами ее прочитали? А может, это открытие произошло на уроках литературы? В театральной студии? Читайте, пишите, играйте!

В информационную эпоху у молодого поколения фундаментально поменялась культура восприятия текста, ему трудно работать со словесным массивом, линейным текстом. При превалирующем невнимании школьников к книге все же мы наблюдаем тот факт, что появляется все больше и больше любителей современной литературы. В шестом классе внедрена программа «5 минут чтения»: в начале урока литературы школьники читают современную подростковую книгу, а дома продолжают домашнее чтение, придумывают загадку о книге, сочиняют небольшие работы-этюды, фанфики. Современная литература представлена в нашей школе и спецкурсом в «Новом педагогическом классе». Одиннадцатиклассники, отвечая на вопрос о месте современной литературы в школе, сказали следующее: «Современная литература – это некий «веселый мрак», эпатаж, табуированная лексика, но без этого всего невозможно представить, как можно жить сегодня и не быть знакомым с современным литературным контекстом, это подобно созданию вакуумного лживо-доброго пространства».

Перед учителем литературы стоит непростая задача: донести до юного читателя, что глубокое, вдумчивое осмысление свойственно прочтению не только классических произведений, но и современных авторов. Молодому читателю необходима актуальная словесность, говорящая с ним на одном языке, но и классика не должна быть обесцененной! Потенциальному читателю необходим учитель – навигатор по пестрому современному литературному процессу. Поэтому и появилась в нашей школе «Мастерская слова», где школьники учатся художественному мастерству у классиков и включаются в современный литературный процесс.

Новая информационная реальность требует открытости, топ-рейтинга, признания. Все чаще подростки выкладывают сотни публикаций в социальные сети, среди них и первые стихотворения, в которых они задумываются над вопросами «кто я?», «с кем я?», «где я?».

За текстом всегда стоит его автор. Старшие школьники пытаются выразить свое отношение – удивление, восхищение или протест, поэтому творческое самовыражение необходимо им для гармоничного развития. И задача учителя литературы – подсказать, как можно выразить то, что их волнует. Одной из таких технологий является технология творческих мастерских в нашей школе. «Мастерская слова» – это уроки писательского мастерства от гениев мировой литературы. Опыт признанных мастеров слова, практические упражнения помогают совершенствовать писательские и поэтические навыки. Мастерская помогает узнать:

– откуда черпать вдохновение и что дает сила воображения;

– как найти свой стиль и создать продуманную структуру произведения, как создать запоминающегося персонажа с живым характером, как выбрать подходящую точку зрения, как развивать конфликты, как развивать темы и их редактировать;

– как выдержать критику, выйти на диалог с читателем;

– как поддержать уверенность в себе;

– как преодолеть творческое бессилие;

– как получить удовольствие от писательского и поэтического творчества и быть успешным в этой профессии;

– как визуализировать слово, как стать иллюстратором;

– как декламировать стихи и прозу.

Именно такой подход ведет школьника к новой судьбе, ведь теперь он внутри литературного процесса. Мы приглашаем его стать автором, художником, актером! Первые шаги, о которых нельзя было и мечтать, начинаются в нашей «Мастерской слова», а продолжением становятся авторские блоги в социальных сетях, школьный театр, конкурсы, проекты, первые серьезные публикации. Наш школьный опыт – это новая территория творческого пространства: первые серьезные стихи, проза, первые иллюстрации, первые театральные постановки. Ученики 11‑го «В» и 6‑го «Е» классов работают над совместным проектом «Литературный блокнот «Сегодня». Мы собираем лучшие произведения ребят, написанные в разные годы, провокационные и экспериментальные, яркие, современные и абсолютно разные стихи. И отдельные миры стали частью одного целого. Запечатление времени с невероятный точностью – прямолинейный реализм, а любовная лирика – голос поколения. Главным открытием стала ученица 11‑го «В» класса Арина Ч., в апреле ее стихи будут опубликованы в сборнике «Антология русской поэзии». Вот одно из них:

«Преступление и наказание». Вдохновившись!

Исповедь

вместо букета цветов в моих пальцах топор:
красный, как сальвия, и ядовитый, как ландыш.
Сонечка, знаешь, я думал, не пойман – не вор,
только себя,
к сожаленью,
никак не обманешь.
тщетно скрываться от правды в конце надоест,
пить безустанно, рычать и звать Господа всуе.
бледные руки, дрожа, предлагают мне крест:
полно те, Соня.
хватает того,
что несу я.
разум упрямо твердит, что я бренная вошь.
как полюбить ты смогла инвалида-скитальца?
коли на каторгу вместе со мною пойдешь,
в ад тоже под руку
будем с тобою
спускаться?
Сонечка, знаешь, я думал, не пойман – не вор,
но заковал себя сам в нерушимые цепи;
вместо букета цветов в моих пальцах топор,
вместо же сердца –
безжизненный
мертвенный
пепел.

Иллюстрация к стихотворению выполнена ученицей 11‑го «В» класса Анастасией Ш.

Главным событием проекта должен стать поэтический вечер (планы на будущее). Все начинается с уроков литературы.

 

Эвелина ГОРБАНЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1748 «Вертикаль»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте