search
main
0

Равных “Белому лебедю” нет

Российский стратегический ракетоносец Ту-160 удостоился самых выразительных эпитетов и званий: и “русское авиационное чудо”, и “оружие нации”, и “фактор сдерживания”, и “меч с двенадцатью клинками” (по числу крылатых ракет большой дальности, которые он способен взять на борт), и “самый мощный в мире ударный авиационный комплекс”. Официальное название на Западе – “Блэк Джек” (“Черный Джек”) – в честь ковбоя, с которым лучше не связываться. И все же чаще его называют “Белым лебедем” – за совершенство и изящество форм. Рассказывает Анатолий ДОКУЧАЕВ.
Коллективам АНТК им. А.Н. Туполева, а также других конструкторских бюро и НИИ удалось воплотить в нем достоинства Ту-95МС, Ту-144, Ту-22М, а также мировой опыт создания машин такого класса. Получился ракетоносец с межконтинентальной дальностью действия, способный выполнять самые разнообразные задачи в широком диапазоне скоростей и высот независимо от метеоусловий, времени суток и района земного шара. Этот почти трехсоттонный гигант на высоте 10-15 км может развивать скорость, в 2 раза превышающую скорость звука, и лететь на минимальной высоте у земли в режиме автоматического огибания рельефа местности.

Досье “ВО”
Ту-160 – стратегический межконтинентальный многорежимный ракетоносец. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение. Оснащен трехстоечным шасси со сдвоенными баллонами на колесах (основные стойки трехосные, передняя стойка одноосная). Силовая установка состоит из 4 двигателей (ДТРДФ) конструкции ОКБ Н.Д. Кузнецова (тяга каждого – 20.000 кгс), размещенных в двух гондолах под неподвижными частями крыла.
Размах крыла: максимальный – 55,70 м, минимальный – 35,60 м. Диапазон фиксируемых углов стреловидности крыла – 20-65 градусов. Длина – 54,1 м. Высота – 13,1 м. Максимальная взлетная масса – 275.000 кг. Максимальная посадочная масса – 164.000 кг. Максимальная скорость – 2.230 км/час. Скороподъемность – 70 м/сек. Потолок практический – 16.000 км. Практическая дальность полета с нормальной боевой нагрузкой – 14.000 км, с максимальной – 10.500 км. Максимальная дальность полета на сверхзвуковой скорости (М=1,5) – 2.000 км, на большой высоте с боевой нагрузкой 22,5 т – 12.300 км. Продолжительность полета – до 15 часов. Длина разбега – 2.000 м, длина пробега – 1.200 – 1.600 м.
Вооружение размещается на внутренней подвеске (максимальная масса боевой нагрузки – 40.000 кг, нормальная – 9.000 кг): до 12 крылатых ракет типа Х-55 как в обычном, так и в ядерном оснащении (дальность стрельбы – более 3.000 км) в двух барабанных ПУ (пусковых установках), до 24 управляемых ракет Х-15 в двух барабанных ПУ, корректируемые бомбы, бомбы свободного падения (в том числе ядерные), морские мины.
Особенность конструкции планера – титановая балка с узлами поворота консолей крыла. К ней, проходящей через весь самолет, крепятся все основные силовые элементы планера. Бомбардировщик оснащен системой дозаправки топливом в воздухе. Экипаж (4 человека – командир корабля, второй пилот, штурман-оператор, штурман-навигатор) располагается в двух двухместных кабинах, оснащенных катапультными креслами К-36Л.
В составе бортового радиоэлектронного оборудования – прицельно-навигационный комплекс, включающий инерциальную, астроинерциальные и навигационные системы, объединенные бортовой многомашинной вычислительной системой, радиолокационный комплекс, обеспечивающий обнаружение наземных и морских целей на большом удалении, и оптико-электронный бомбовый прицел. Активные и пассивные помехи создают усовершенствованные системы РЭБ. В хвостовом конусе – контейнеры с инфракрасными ловушками и дипольными отражателями. В хвостовой части фюзеляжа – локатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы управляемые ракеты и самолеты противника. Общее число цифровых процессоров на борту самолета превышает 100. Рабочее место штурмана укомплектовано восемью цифровыми ЭВМ. Самолет оснащен резервированной аналоговой электродистанционной системой управления. Для улучшения условий обитаемости при межконтинентальных перелетах бомбардировщик оборудован местом отдыха, туалетом, электродуховым шкафом для разогревания пищи.
Боевой потенциал Ту-160 практически безграничен. Любая имеющаяся в ВВС система оружия, предназначенная для стратегического бомбардировщика, может быть применена на Ту-160: от термоядерных бомб и крылатых ракет до авиационных бомб обычного назначения, в том числе корректируемых.
Реально “стошестидесятые” вооружены крылатыми ракетами Х-55СМ, каждый самолет способен нести 12 таких ракет. Они позволяют экипажу производить пуск, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника. Ракеты поражают цели на расстоянии более 3 тысяч км с высочайшей точностью – с отклонением, не превышающим 30 м, по принципу “пустил-забыл”. Крылатый груз способен часами лететь по намеченной траектории, не сбиваясь с курса, огибая рельеф местности, в точности выполняя заложенную программу. К объекту поражения он прорывается на предельно малых высотах, стремясь остаться не замеченным расчетами средств противоракетной обороны.
Ракетоносец обладает удивительными рекордными характеристиками. По единодушной оценке специалистов Ту-160 – самый мощный ударный авиационный комплекс в мире. Это самый большой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, самый тяжелый в мире ракетоносец и в то же время – самый скоростной из стратегических бомбардировщиков.
Российские летчики установили на нем более полусотни мировых рекордов, в том числе по грузоподъемности, скорости и набору высоты.
После распада СССР 19 суперсовременных машин достались Украине. Россия осталась без новейших стратегических ракетоносцев. Ту-160 переживает и политическую драму. Среди тогдашнего высшего военного руководства нашлись люди, не понимавшие значения дальней авиации для России, ее роли в обеспечении безопасности страны с ее огромной территорией, протяженными границами океанских и морских ТВД. Они считали нецелесообразным формирование авиагруппировки из самых мощных в мире ракетоносцев. Но президент страны в феврале 1992 г. дал указание продолжить выпуск самолетов.
14 февраля 1992-го на авиабазу Энгельс в Саратовской области прибыл первый из вновь выпущенных в Казани бомбардировщиков. В мае того же года их было уже три. В 121-м гвардейском Севастопольском тяжелом бомбардировочном авиаполку 22-й гвардейской Донбасской Краснознаменной тяжелой бомбардировочной авиадивизии создается эскадрилья ракетоносцев. Проходит время, и в составе полка создается еще одна эскадрилья, уже шесть ракетоносцев (а это 72 ядерные стратегические ракеты) крепят обороноспособность Вооруженных Сил.
Для Украины Ту-160 становятся одним из атрибутов национальной независимости и суверенитета. Но вскоре выясняется, что эксплуатация тяжелых бомбардировщиков слишком дорогая вещь. Кроме того, небо Украины оказывается слишком тесным для ракетоносцев. Вскоре в Киеве стали задумываться об их дальнейшей судьбе. К тому подталкивала и вторая причина. Согласно положениям Договора СНВ-2 все украинские Ту-160 должны быть уничтожены до конца 2001 г. И в 1995-м начинаются переговоры о передаче группировки Ту-160 России. Но стороны не сошлись в цене. И в 1998-м Киев приступает к уничтожению стратегических бомбардировщиков на средства, выделенные США.
Вашингтон бросает все козырные карты – политические, экономические, чтобы уничтожить ракетоносцы, не дать им попасть в Россию. Специалисты от Пентагона днюют и ночуют в Прилуках. До конца года утилизируются две машины, разделка каждой обходится в 1 миллион долларов. Украина также решает продать три бомбардировщика одной из американских фирм для переоборудования самолетов в носители ракет для запуска спутников. Москва решительно выступает против этой сделки, которая нарушала Договор СНВ-2. После этого возобновляются переговоры о продаже оставшихся исправных Ту-160 и Ту-95МС России. 6 октября 1999 г. в Ялте подписывается межправительственное соглашение. Оно предусматривает передачу российской стороне восьми Ту-160, трех Ту-95МС и крылатых ракет к ним в счет списания долга Украины за энергоносители на сумму в 275 млн. долларов.
5 ноября аэродром 22-й гвардейской авиадивизии принял первую “ласточку” с Украины, а 21 февраля 2000 г. последние два ракетоносца из восьми совершили перелет из Прилук. Специалисты оценили их состояние как хорошее. Остаток моторесурса достигает 90% установленного, что позволит самолетам летать еще несколько десятков лет.
Очередной День защитников Отечества 121-й авиаполк, встретил, имея в своем составе 14 “Белых лебедей”. Назрела необходимость создания на его базе еще одного полка – ракетоносцев Ту-160. Он стал преемником 184-го гвардейского Полтавско-Берлинского орденоносного бомбардировочного авиаполка, который дислоцировался в Прилуках. Тем более, Киев принял решение об исключении его из состава Вооруженных Сил Украины. Летом 1999-го было завершено строительство еще одного ракетоносца – самого совершенного по технологическому исполнению. 7 мая 2000 г. пятнадцатый стратег влился в состав полка.
Ту-160 будет десятилетиями служить России. Он станет меняться, получит новые образцы высокоточного оружия. Возможность нести почти 50-тонную нагрузку открывает перед российским “стратегом” широчайшие перспективы. Он может использоваться не только в качестве бомбардировщика, но и как своеобразная первая ступень для вывода в космос искусственных спутников. Подвешенная под фюзеляж космическая ракета-носитель искусственного спутника Земли выполнит эту задачу. Комбинация позволит выводить на околоземные орбиты спутники массой до 1.200 кг. Авиационный ракетно-космический комплекс Ту-160СК с космическим разгонщиком “Бурлак” был продемонстрирован мировой общественности еще в 1995 г. на международной выставке в Ле-Бурже.
На бортах ракетоносцев славные имена: “Илья Муромец”, “Михаил Громов”, “Василий Решетников”, “Иван Ярыгин”, “Александр Голованов”, “Александр Молодчий”. Ту-160 – лидеры мировой стратегической авиации в XXI веке – носят имена русских витязей, легендарных летчиков Отечества еще и потому, что этим авиабогатырям нет равных в мире.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте