Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Взгляд в будущее

Равные партнеры

УГ - Москва, №47 от 19 ноября 2019. Читать номер
Автор:

Как воспитать конкурентоспособного выпускника школы 2030 года? Этот вопрос на сегодняшний день является самым актуальным и обсуждаемым на различных уровнях: среди родителей, воспитателей дошкольного образования, учителей…

​Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка.
Виктор Слободчиков

На наш взгляд, выпускник-2030 – это личность, готовая к критическому мышлению и самостоятельному принятию решений в ситуации выбора, способная к творческой, инновационной, учебно-исследовательской, проектной, информационно-познавательной деятельности, к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию и саморазвитию.
Как воспитать такую личность? Начинать необходимо со ступени дошкольного образования!

Время не стоит на месте, не стоит на месте и развитие науки, наблюдается ускорение темпов развития технологий в современном мире. Требует постоянного обновления в соответствии с развитием техники и предметно-развивающая среда дошкольного образования, школы. Современная система образования должна соответствовать потребностям молодого поколения. А повышение качества образования возможно только через развитие, ведь это и есть инновационный процесс.

Давайте обратимся к ориентирам качества дошкольного образования, которые были определены в Концепции дошкольного воспитания, обозначившей четыре основных принципа:

1. Гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, формирование основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе.

2. Развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи.

3. Индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями.

4. Деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания общеобразовательных программ детского сада.

Эти принципы должны развиваться сегодня в каждом ребенке. Также необходимо внедрять на различных уровнях образования новые методы обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений.

Перед современными педагогами стоит непростая задача – построить свою работу в соответствии с образовательным стандартом, подготовить к мощному старту, которого требует современная школа, и одновременно обеспечить и сохранить саму ценность периода детства, развить индивидуальность каждого ребенка. На передний план выходят обновление содержания образования и концептуально новое видение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Над формированием у детей hard skills (или базовых навыков) работают общеобразовательные учреждения. Но нельзя забывать и о soft skills! О коммуникабельности, навыках взаимодействия в команде, умении слушать, говорить и договариваться. Все эти навыки приобретаются благодаря социальному окружению, увлечениям и дополнительному образованию. А начинать их формировать необходимо уже на уровне дошкольного образования.

На базе дошкольного образования в школе №1950 нами создаются условия для освоения ребенком культуры, для становления его как личности в культуре, то есть реализации принципа «участие ребенка». Ребенок уже в дошкольном возрасте становится субъектом своего образования. Этому способствует перестройка образовательного процесса от традиционных занятий (сообщение знаний) к организации культурных практик (форма приобретения опыта взаимодействия и общения в различных ситуациях). Личность ребенка формируется только в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Детство – пора «почемучек», пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Педагоги нашей школы активно используют проектную деятельность, методы ТРИЗ, разрабатывают лэпбуки по разной тематике. К этой увлекательной деятельности подключаются не только дети, но и их родители.

Также педагогами дошкольного образования школы №1950 ведется развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста, ведь это одна из актуальных проблем современности, потому что познавательная активность играет важную роль в любом познавательном процессе и является решающим условием успешной деятельности ребенка. Возникает необходимость формировать у дошкольников познавательную мотивацию посредством трансляции, закрепления и применения знаний на практике при вовлеченности, сопричастности и продуктивном взаимодействии взрослых и детей. При формировании познавательной активности дошкольников экспериментирование рассматривают как эффективный метод развития мыслительной деятельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Маленькие дети познают мир эмоциями, для дошкольника огромное значение имеет наглядность. В каждой группе старшего дошкольного возраста проходят игры с экспериментированием и проводятся опыты с водой, воздухом, песком. Оформлены уголки экспериментирования. В младших группах оборудованы игры с песком и водой. Наибольшую активность эти игры приобретают в теплое время года.

Индивидуализация образовательного процесса, поддержка инициативы и самостоятельности детей вызывают трудности. Педагоги систематически ищут способы решения проблемы. В первую очередь анализируют целесообразность использования имеющихся ресурсов: продумывают и реорганизуют пространство групп, спален и участков. В этом им помогает обучение в лаборатории МЦКО по созданию современной предметно-пространственной среды. Работы, выполненные «по замыслу», индивидуальные семейные проекты способствуют и становлению позитивной самооценки, и развитию воображения детей, и развитию индивидуальности.

Процессы модернизации в российском образовании меняют идеологию и приоритеты не только в общем образовании, но и в образовании детей с особыми потребностями. Сегодня «школы должны умело (и, главное, согласованно) организовывать работу со всеми категориями детей, предоставить возможности обучения со всеми их особенностями», отмечает министр Правительства Москвы И.И.Калина. Наша школа осуществляет инклюзивную практику, и поэтому научить детей и родителей толерантному отношению к окружающим детям с особыми образовательными потребностями – это задача педагогов-единомышленников. Детей с особыми образовательными потребностями мы воспринимаем как равных партнеров. Инклюзия для нас – это прежде всего принятие каждого ребенка и его особенностей, это поиск подходов к обучению и формированию добрых отношений в детских сообществах и обеспечение возможности всеобщего образования.

Елена КУЛАКОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1950;
Елена КУТЫРОВА,
старший воспитатель школы №1950


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt