Второй Евразийский женский форум, прошедший в Санкт-Петербурге 19‑21 сентября, собрал более 2000 делегатов из 120 стран. Это женщины – главы правительств, парламентов, общественные деятели, ученые, бизнесмены. В итоговой резолюции участницы форума обратились к государствам, международным организациям и мировому сообществу с призывом расширять возможности женщин во всех сферах деятельности и содействовать реализации их потенциала.По мнению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, ситуация с обеспечением гендерного равноправия поступательно меняется к лучшему, влияние женщин растет во всех областях. Показательно, например, что в руководящем составе ООН женщин стало уже больше, чем мужчин. Сегодня почти 20% парламентов стран мира возглавляют женщины. «По количеству женщин-руководителей Россия третий год подряд остается мировым лидером, 47 процентов управленческих позиций в нашей стране занимают женщины», – отметила Валентина Матвиенко.Равны ли мужчины и женщины в системе образования? Этот вопрос мы задали нашим экспертам и читателям.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы, член Центрального штаба ОНФ:- В российской системе образования в целом достигнуто гендерное равенство. По данным Росстата, в 2015 году доля женщин, занятых в этой сфере, составляла 82%. Что касается равного доступа к образованию мальчиков и девочек, то в нашей стране он реализован еще с советских времен. В целом сфера образования испытывает меньше проблем гендерного характера по сравнению с другими. Однако обществу еще предстоит избавиться от ряда стереотипов в отношении женщин.Несмотря на преобладание женщин в системе образования, они все еще подвержены несправедливому отношению к себе, характерному для рынка труда в целом. Женщинам в системе образования и науки сложнее продвигаться по карьерной лестнице. Согласно данным Росстата педагоги-женщины все еще получают меньше педагогов-мужчин. При этом за последние годы этот разрыв удалось сильно сократить.Что касается гендерных стереотипов, сложившихся в отношении учащихся, то в начальной школе девочки больше соответствуют представлению об идеальном ученике, а от мальчиков больше ждут успеха в точных и технических науках. Впоследствии такое отношение влияет на профессиональные и научные ориентиры молодежи. По данным Росстата, доля выпускников-девушек, получивших образование в педагогических и социальных науках, составляет почти 80%, в гуманитарных – около 60%, в то время как, например, в сфере информационной безопасности их доля едва превышает 20%. Но все чаще мы наблюдаем примеры, когда женщины добиваются успеха в традиционно мужских профессиях. Совсем недавно студентка из Москвы Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России в конкурсе WorldSkills, будучи единственной девушкой, принимавшей в нем участие. И это уже вторая ее победа подряд. В других сферах, ранее считавшихся исключительно мужскими, также можно наблюдать рост доли женщин, позитивное изменение их зарплат, отношения к ним. Большинство гендерных стереотипов устаревает.Лариса МОШКОВА, генеральный директор Межрегионального центра гражданского образования и прав человека:- На мой взгляд, в системе образования современной России существует проблема гендерного разделения. Ни для кого не секрет, что большая часть преподавателей на разных ступенях образования – женщины. Налицо также процесс сокращения сегрегации по специальностям обучения и профессиональной направленности образовательных учреждений. За последние 100 лет уровень образования женщин достиг высокой планки и в некоторых сферах деятельности превысил мужской.Но главной причиной того, почему мужчины не идут работать с детьми, является отсутствие достойной заработной платы. Не имея возможности получать достойное вознаграждение за свой труд, они не особенно заинтересованы в получении образования в сфере преподавательской деятельности, в закреплении и повышении своего мастерства. В то время как женщины, ставя на первый план семью, выбирают преподавательскую профессию.Все это очень грустно, ведь мужчины-педагоги во все времена были новаторами: внедрять, преобразовывать, реформировать – это их дело. И сегодня каждый мужчина, решивший пойти по этому пути, является настоящим героем Отечества, вопреки стереотипам, создающим условия для гармоничного развития наших детей.Дмитрий НОВИКОВ, учитель информатики школы №7 города Ноябрьска, Ямало-Ненецкий АО:- Трудно писать о мужчинах и женщинах с помощью таких слов, как «система», «равенство». Хорошо, что женщины приносят в детские сады и школы милосердие и любовь, материнство и красоту, хорошо, что позволяют нам, мужчинам, трудиться рядом с собой рука об руку: школа ведь нуждается и в отеческой заботе, мужественности и дерзновенности. Я благодарен своим милым и любимым коллегам за то, что мы вместе можем делать одно дело, делать профессионально, мастерски, каждый со своим своеобразием, со своим сердечным участием.Иван ХЕОРХЕ, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского, Ленинградская область:- С правовой точки зрения мужчина и женщина, безусловно, равны в современной системе образования. В России юридически запрещена какая-либо дискриминация по гендерному признаку, в том числе и в сфере образования. Кроме того, небезызвестным является тот факт, что в нашей профессии преобладают женщины. Но здесь кроется вторая сторона медали. В обыденном сознании у нас укоренился стереотип, что мужчина в учительской профессии должен иметь преимущество перед женщиной. Во-первых, мужчин и так мало. Во-вторых, мужчины, особенно молодые, – более ценные кадры, так как не уйдут в декретный отпуск, не будут постоянно брать больничные по уходу за ребенком и т. д. Отсюда и ситуация, когда мужчины вроде как больше ценятся в сфере образования. Таким образом, чисто юридически у нас полное гендерное равенство, а вот в обыденном сознании мужчины имеют преимущества перед женщинами.Николай ПОДОСОКОРСКИЙ, кандидат филологических наук, публицист, Великий Новгород:- В России много разных проявлений неравенства, и неравенство мужчин и женщин – лишь одно из них. По разным оценкам, в среднем заработная плата российских женщин примерно на 25‑30% меньше, чем у мужчин. К тому же женщины с маленькими детьми нередко испытывают проблемы с поиском работы. Разумеется, в образовании особая ситуация, связанная с тем, что рядовых мужчин-учителей в школах сравнительно мало, зато на руководящих должностях и в среднем, и особенно в высшем образовании их гораздо больше. В науке, кстати, ситуация еще более показательная. Например, среди почти 500 действительных членов нынешней Российской академии наук лишь 13 женщин. Мне кажется, это говорит о многом.Светлана БАЧОЙ, директор школы №33 Петрозаводска, депутат Законодательного собрания Карелии:- Считаю, что в системе образования России мужчины и женщины не равны. Мужчин быстрее принимают на работу, поскольку учителей-мужчин не хватает. У них могут быть поблажки – не очень большой опыт работы или не все курсы пройдены, их реже увольняют…Марианна КАВАЕВА, учитель математики, Санкт-Петербург:- Мне кажется, равенства вообще по определению нет между мужчинами и женщинами. Что касается предметных знаний, то и у тех и у других они могут быть сильными и обширными. Другое дело, что у педагога-мужчины в плане дисциплины класс может быть лучше организован. В целом очень хорошо, когда в школе есть учителя-мужчины, а также управленцы-мужчины. Они лучшие стратеги, с ними можно посоветоваться, поговорить на самые разные темы. Мужчины-педагоги могут, к слову, помочь понять поведение мальчиков-подростков. Если говорить о финансовой составляющей, то я не заметила, чтобы учителей-мужчин как-то по зарплате выделяли. Правда, по карьерной лестнице мужчине все-таки легче подняться, чем женщине. Может, как раз именно потому, что он стратег.Виктория БАБЕНКО (фамилия изменена), учитель русского языка и литературы, Воронеж:- Женщин в нашей профессии больше, чем мужчин. Тем не менее мужчины ценятся больше. И потому что их меньше, и потому что, как в любом деле, они полностью посвящают себя профессии, дом для них – это вторично. Их не волнует, накормлен ли свой ребенок дома, что из чего приготовить, а главное – на какие деньги и когда. Практически все учителя-мужчины живут в полноценных семьях, а с женщинами наоборот: единицы из нас имеют мужей. Большинство женщин-учителей в одиночку воспитывают детей, потому что на мужа времени не хватает – или супруг, или работа. Но все это совсем не означает, что женщины как профессионалы слабее мужчин. Просто у нас так сложилось: в нашем обществе принято больше любить мужчин и отдавать им пальму первенства.Елена М., учитель, Великий Новгород:- Нет, считаю, не равны. Когда я училась в университете, незадолго до окончания вуза наш декан предложил остаться в аспирантуре единственному на нашем курсе юноше. А мне, имевшей все пятерки в зачетке в течение пяти лет учебы, не предложил. Тот юноша был у нас назначен с первого курса старостой группы, а учился при этом на четверки, иногда и тройки получал. После педагогической аспирантуры, насколько я сужу по знакомым, молодые люди быстрее и легче, чем девушки, становятся преподавателями вуза, кандидатами и докторами наук. В школьном педколлективе, опять-таки сужу по известным мне случаям, при равных способностях директором школы назначат мужчину, а не его коллегу-женщину. Хотя, возможно, это и неплохо с той точки зрения, что в школах не хватает мужчин, а современные ученики совсем разбаловались. Мужская твердая воля и сам вид мужчины, возможно, более способны приструнить школяров.
Комментарии