Появляются все новые и новые профессии, не имеющие аналогов в прошлом, во многом меняются наши привычные представления о существующих профессиях. И еще одна особенность времени, которая также осложняет проблему выбора профессии: социально-экономические условия в нашей стране способствуют интенсивному перераспределению специалистов из одной области народного хозяйства в другую, что требует также быстрой и значительной профессиональной переориентировки.Выпускники должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, способен приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.
Проблема выбора пути встает перед молодым человеком в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.Ориентироваться в современных профессиях все труднее не только молодежи, стоящей перед выбором, но и учителям, и родителям, призванным ей помогать. Объясняется это возникновением многих новых сфер. Кроме того, осведомленность выпускников о различных видах профессиональной деятельности часто ограничивается самыми общими сведениями.Кем стать? Этот вопрос в определенный момент жизни задавали, задают и будут задавать люди. Ответ на этот вопрос ищут и наши воспитанники.Уссурийское суворовское военное училище работает в русле концепции федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, и особое внимание уделяет формированию у суворовцев навыков активного профессионального самоопределения, выработке потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Цели, задачи, общепедагогические и специфические принципы профориентационной деятельностиВот как организована работа по профессиональному самоопределению обучающихся в нашем училище.Учитывая, что Уссурийское СВУ три года работает в новых условиях, а именно прием обучающихся мы ведем с 5-го класса, педагогический коллектив принял решение приступать к работе по профессиональному самоопределению обучающихся с 5-го класса и определил цели профориентации на все годы обучения:- содействовать развитию профессионального интереса, помочь выбрать сферу деятельности, а в ней профессию, отвечающую склонностям и возможностям личности суворовца;- активизировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;- развивать у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.При этом решаются следующие задачи:- сформировать положительное отношение суворовца к самому себе, осознание им своей индивидуальности, чувство уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии;- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;- оказать обучающимся помощь в соотнесении их интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности;- учитывая склонности обучающихся, расширить их профориентационные знания, способствующие развитию профессиональных интересов.Педагоги используют следующие принципы организации своей деятельности по профориентации:1. Принцип личностного подхода. Постоянно изучать особенности (темперамент, взгляды, привычки, вкусы и др.) своих учеников, направленность личности, черт характера, способностей, диагностировать, знать реальный уровень сформированности таких личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, ценностные ориентации, жизненные планы; направлять ведущую к успеху деятельность (психологическая диагностика).2. Принцип свободы. Предоставлять детям возможности выбора пути развития в соответствии с их внутренней природой; обеспечить право детям самим регулировать и осуществлять собственные цели образования (профпросвещение).3. Принцип социального взаимодействия. Способствовать расширению сферы общения, создавать условия для самореализации и социальной ответственности (военно-профессиональное развитие личности суворовца, формирование психологической готовности к обучению в вузе).4. Принцип систематичности и преемственности в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 5-го по 11-й класс. ОрганизацияПрофориентационная работа в УСВУ ведется под руководством директора училища, который координирует работу отделов и педагогического совета. Воспитательный и учебный отдел совместно с педагогическим советом организуют работу воспитателей, психологов, работников музея, библиотеки, родительского комитета, которые в своей деятельности используют такие методы, как экскурсия, встречи, консультации, игры, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ, беседы.Важный компонент системы профессиональной ориентации обучающихся – профессиональное просвещение, то есть сообщение подросткам сведений о различных профессиях, их значении, потребности в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию (получение знаний), профпропаганду (распространение знаний) и профагитацию (убеждение в знаниях о профессии). Задача профпросвещения не сводится только к ознакомлению суворовцев с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развить и углубить профессиональные интересы ребят, привить в конечном итоге любовь к профессии.Предварительная профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Профессиональная консультация нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов. Профессиональное воспитание ставит своей целью сформировать у ребят чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.Определился круг форм и методов профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т. д. Мы считаем, что профориентация – это не отдельные акции, а система психолого-педагогических, социальных мероприятий, помогающих суворовцу выбрать профессию с учетом своих желаний и возможностей, а также с учетом потребностей общества в кадрах для данной профессии. Мы учим суворовцев, во-первых, определять свои профессиональные интересы и склонности, условно это можно назвать «я хочу», во-вторых, оценивать свои профессионально важные качества, то есть свои возможности и состояние здоровья, что также условно можно назвать «я могу», и наконец узнавать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, то есть что сегодня надо обществу. Образно говоря, в процессе профориентации должен иметь место равносторонний треугольник, где одна сторона «хочу», другая «могу», а третья – «надо».«Хочу» – это интересы и склонности личности. Интересы в профориентации мы рассматриваем как избирательное отношение к определенной профессиональной деятельности, связанное с желанием познавать, изучать, читать, думать, созидать в сфере этой деятельности. Мы выявляем склонности личности, которые свидетельствуют о стремлении заниматься той или другой профессиональной деятельностью. Интересы и склонности проявляются уже в первые годы обучения в училище, например, склонность к работе с людьми, с техникой, с природой, к художественной деятельности. Суворовцы посещают мастерскую юного автолюбителя, кружок основ танцевального искусства, изостудию «Палитра», археологический клуб «Резерв». «Могу» – это способности и состояние здоровья личности. Способности при профориентации мы рассматриваем как совокупность свойств личности, помогающих быстро и успешно освоить и выполнить определенную профессиональную деятельность. В училище организованы спортивные кружки, ученический оркестр, театральная студия, кружок «Техническое моделирование».«Надо» – это потребности общества в конкретных специальностях, в людях определенных профессий. Это тот социальный заказ, который диктует общество (см. схему 1).Если профессия интересна, есть способности, умения и навыки, отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет все 100%, как утверждают ученые, если же нет интереса к профессии, то 85%, а если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.На основании этих ориентиров мы разработали программу «Основы выбора профессий» и методику проведения отдельных занятий воспитателями взводов (см. таблицу),Не будем скрывать, что в прошлом, как и многие образовательные учреждения, профориентационную деятельность мы осуществляли по мероприятийному принципу: – тематические классные часы; – выходы в Центр занятости населения, где ребята встречались с представителями различных профессий, прослушивали лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах; – экскурсии на предприятия;- читательские конференции с обсуждением литературы о многообразии мира профессионального труда в нашей стране. В основном суть этих мероприятий заключалась в проведении диагностических процедур и выдаче рекомендаций по выбору типа профессии. Все это мы учитывали и сейчас учитываем в своей работе, но наряду с этим у нас используются более современные серьезные разработки профориентационных программ. Профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Поэтому мы поэтапно реализуем основные цели профориентационной работы: – 5-6-й класс – формируем представления о мире профессий, понимание роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;- 7-й класс – развиваем интересы и способности, связанные с выбором профессии;- 8-й класс – изучаем профессиональную мотивацию, готовность к самоанализу основных способностей и склонностей;- 9-й класс – помогаем сделать первичный профессиональный выбор;- 10-й класс – учим видеть ценностно-смысловую сторону самоопределения;- 11-й класс – помогаем определить профессиональные планы и намерения суворовцев, развиваем способности через углубленное изучение отдельных предметов. Таким образом, мы работаем в системе: задатки – способности – просоциальные увлечения, интересы – первичные профессиональные пробы, формирование позитивного отношения к труду.Уссурийское суворовское военное училище эффективно применяет современные технические средства обучения на занятиях по профориентации. Использование интерактивных досок помогает разнообразить занятия, делает их яркими и увлекательными.В 5-6-х классах мы проводим викторины (например, «Лесная и деревообрабатывающая промышленность»), интеллект-шоу «Эврика», экскурсии на ракетный крейсер «Варяг», в астрофизическую обсерваторию, используем кружковую работу гражданско-патриотической, научно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, художественной и эколого-биологической направленности. В 7-х классах включаем профдиагностику с использованием методик дифференциально-диагностического и профессионально-личностного опроса, «Карты интересов», то есть выявляем первичные ступени уровня «я хочу». Затем в индивидуальных беседах с суворовцами обсуждаем результаты, даем рекомендации. На основе этих данных оказываем помощь в выборе предметов для углубленного изучения с учетом индивидуальных интересов и способностей обучаемых.В 8-х классах проводим специальные занятия по изучению темперамента, характера, способностей, выявляем одаренность детей, особенности самопознания, самовоспитания и саморегуляции, отрабатываем коммуникативные умения и навыки с целью построения индивидуальных конструктивных стилей взаимодействия с окружающими. Проводим конкурс газет, декоративно-прикладного и художественного творчества. В 9-х классах информируем о мире профессий, знакомим с такими познавательными процессами, как ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также вводим понятия о координации движений, способностях, характере, темпераменте на более глубоком уровне, чем в предыдущем классе; знакомим с требованиями, предъявляемыми к человеку профессиями, определяем пути самовоспитания в соответствии с личностными интересами, склонностями; знакомим с основами трудового законодательства, развиваем навыки самоанализа и самооценки, анализа личностных свойств одноклассников; формируем рекомендации по саморазвитию и профессиональному самовоспитанию. На данном этапе более глубоко раскрывается уровень «я хочу», осуществляется определение уровня «я могу» и формируется осознание уровня «надо» в рамках потребностей данной возрастной категории. Уже на этом этапе обучения подросток может составить свой психологический портрет в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему выбранной профессией или специальностью. В 10-х классах формируем и отрабатываем такие практические умения и навыки, как парное взаимодействие, групповое общение, обратная связь, установление контакта между людьми. Организуем экскурсии на авиабазу, в отдельную бригаду специального назначения, подводную лодку С-56, Институт Конфуция Дальневосточного федерального университета.В 11-х классах формируем и развиваем навыки планирования жизненного пути и активизируем процесс профессионального самоопределения. В часы воспитательной работы суворовцы получают информацию об учебных заведениях города и края. Проводим диспуты «Как найти свое место в жизни», «Что такое призвание», во время которых суворовцы высказывают свое отношение к выбору профессии. Главное – обеспечить психолого-педагогическую поддержку профориентации суворовцев. Профконсультирование проводится психологами на основе обобщенных результатов диагностики обучающихся при решении ими практических и предметных задач. Не менее важным мы считаем формирование жизненных и профессиональных планов обучающихся через включение их в практико-ориетированную и профессионально значимую деятельность. Организуем общественно полезный труд суворовцев, общественные поручения – это проба сил перед выбором профессии.До реорганизации училища был накоплен богатый опыт оказания помощи в выборе профессии суворовцам 9-11-х классов, развития у обучающихся жизненной перспективы и профессиональных намерений. Расскажу для примера о следующих мероприятиях. Групповые консультации – на них воспитатели проводят беседы о развитии личности, ее интересах, склонностях, способностях, знаниях, умениях, навыках, профессиональных намерениях; особое внимание уделяют состоянию здоровья, медицинским противопоказаниям при выборе профессии, обсуждают проблемы выбора профессии, информируют обо всех учебных заведениях города, края, страны. Для расширения кругозора о мире профессий на групповых консультациях с учащимися проводим профориентационные игры, которые дают им возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое подлинное человеческое предназначение. Формируя стремление к овладению профессией офицера, провели сценарную игру «Захват Рейхстага», в выходные дни играем в спортивный пейнтбол. Практикуем в нашем училище и индивидуальные консультации, которые проводят психологи курса, на них изучается личность суворовца, а также составляется профессиональный план (основной и запасной варианты). Уделяется много внимания информации об учебных заведениях, о путях получения дальнейшего образования. Учитывая тот факт, что учащиеся 9-11-х классов недостаточно информированы о специфике той или иной профессии, мало читают научно-популярной, художественной литературы на эту тему, педагоги вместе с библиотекарем училища составляют списки научно-популярной, художественной, справочной литературы о разных профессиях. Организовываются выставки этой литературы, а также просмотр кинофильмов и телепередач о профессиях. Основная тенденция развития профориентационной и профконсультативной работы с подростками – способствовать проявлению собственной активности молодого человека. Помощь суворовцу в профессиональном самоопределении направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем посредством специальных методов активизации.Подготовка молодежи к выбору профессии имеет большое значение, поэтому нельзя рассматривать работу по профориентации и профконсультации как один из частных вопросов деятельности училища. Сложившаяся профессиональная направленность, определившиеся ведущие склонности и интересы, перспективный жизненный план существенны для развития способностей. Обучающимся, обладающим этими качествами, присущи целенаправленность, собранность, уверенность по сравнению с теми, кто еще не нашел себя.В 2011 году выпускники училища поступили в 24 разных вуза нашей страны, это мы считаем подтверждением правильно организованной личностно ориентированной профориентационной работы. Таким образом, построенная профориентационная система нацелена на оказание помощи каждому суворовцу в выборе профессии.Мы добиваемся полноценного личностного становления и развития ребят с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей. Обеспечиваем органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в общественной жизни, развиваем универсальные и практические трудовые умения.Разумеется, что это всего лишь часть сетевой организации воспитательной работы.Модель воспитательной системы (см. схему 2) в нашем училище способствует решению одной из главных задач педагогики – созданию условий для самореализации ребенка, воспитанию личности, способной сделать осознанный и социально значимый профессиональный выбор.Педагогический коллектив нашего училища считает, что не все возможности использованы в организации профориентационной работы, и мы наметили:1) организовать специальный учебно-методический кабинет профессиональной ориентации;2) создать путеводитель абитуриента по учебным заведениям Дальнего Востока, включающий в себя информацию об учебных заведениях, их специализации, адреса и телефоны, с указанием, каким видом транспорта до них добраться; 3) в порядке эксперимента ввести в расписание дополнительного образования курс «Твоя профессиональная карьера» (научный редактор – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор С.Н.Чистякова); 4) проводить игры, например «Путь в профессию», «Угадай профессию», которые способствуют успешному профессиональному самоопределению, активно включают юношей в самостоятельный поиск и осмысление информации о профессиях;5) активизировать работу «Клуба интересных встреч», который расширяет кругозор учащихся, знакомит их с интересными людьми – представителями различных профессий и специальностей, типами учебных заведений, а также побуждает учебные заведения города, края к профориентационной работе с суворовцами.Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как сделать, чтобы их интересы совпадали? Что значит для человека быть на своем месте и что будет, если он займет чужое? Правильный выбор профессии предполагает совпадение двух взаимосвязанных сторон: индивидуальных и личностных особенностей, физических возможностей, интересов, склонностей, способностей суворовца и тех требований, которые профессия предъявляет к человеку.Правильный выбор профессии – залог наилучшей адаптации человека к своей профессиональной деятельности в будущем, что выразится в объективных (успешность производственной деятельности) и субъективных (удовлетворенность своим трудом) показателях. Полное раскрытие своего потенциала в выбранной деятельности позволит человеку почувствовать огромное эмоциональное удовлетворение, получить общественное признание и осознать свое призвание, удовлетворить основную потребность бытия – самореализацию всей своей индивидуальности.Елена ГУРА, методист (по социальной работе) Уссурийского суворовского военного училища, Приморский край, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии