Несмотря на то что изначально «учитель» и «педагог» слова мужского рода, женщин в этой профессии, пожалуй, больше, даже чем среди поваров, хотя в традиционной культуре готовка и считается делом исключительно женским. А там, где речь заходит о женщинах, рано или поздно в полный рост встает вопрос женских прав, свобод, феминизма и борьбы за место под солнцем. Вот и получается, что судьба педагога – это в первую очередь судьба женщины в обществе.
Парадоксально, но, ругая сегодня феминисток и представляя их почему-то как женщин исключительно мужеподобных и скандальных, готовых отправить под суд любого мужчину, подавшего им руку при выходе из автобуса, так называемый слабый пол даже не задумывается, что самой возможностью высказывать вслух свое оценочное мнение они обязаны именно феминисткам. Да и сам образ разъяренной бабы, потрясающей в воздухе биллем о правах или конституцией, далек от истинного положения вещей.Как ни печально это признавать, но в большинстве случаев чем более религиозно общество, тем хуже положение в нем женщин. Какие бы благие намерения ни диктовал религиозный первоисточник, на практике зачастую получалось совсем иное. В Индии, например, в ведический период женщины во многом имели равные с мужчинами права, по крайней мере в том, что касалось образования. Об этом говорят и древнеиндийские манускрипты Ригведа и Упанишады. Но к 500 году до нашей эры положение женщин начало постепенно ухудшаться. Отчасти это происходило из-за возрастающей роли ислама в Индии. Уже к VI веку стали практиковаться детские браки (когда детей связывают узами брака в раннем возрасте, после чего те до наступления взросления живут с родителями) и вступили в силу запреты на повторный брак для вдов. Кстати говоря, если вдовой становилась девушка до наступления совершеннолетия, то ее ожидала поистине адская жизнь: они брили голову, жили в полной изоляции, игнорируемые и презираемые обществом.Только к середине XIX века ситуация стала более или менее исправляться. Появились британские миссионеры, чьи жены начали продвигать в женские массы образование. Существовали и подвижники, и подвижницы на индийской почве. Например, Савитрибаи Йотиба Пхул (Savitribai Jotiba Phule), которая вместе со своим мужем Махатмой Йотиба Пхул (Mahatma Jotiba Phule) сыграла важную роль в восстановлении женских прав в Индии во время британского правления. Савитрибаи была первой женщиной-учителем в первой женской школе в Индии и успешной поэтессой. Она даже открыла школу для девочек из касты неприкасаемых (ряд каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии).Когда Савитрибаи выходила из дома, чтобы пойти в школу учительствовать, группы мужчин-ортодоксов неизменно поджидали ее у порога, следовали за ней до школы, оскорбляя ее и закидывая женщину испорченными овощами, тухлыми яйцами и камнями. В какой-то момент сытая по горло нападками со стороны ортодоксов Савитрибаи была готова бросить все, но помощь мужа, выдающегося общественного деятеля, также боровшегося за право на образование для женщин, поддержала ее в сложный период. Он отправил Савитрибаи на обучение, чтобы та, подтянув собственные знания, помогла в свою очередь девочкам из касты неприкасаемых получить образование. Первые девять девушек из различных каст начали получать образование в 1948 году, а в последующие годы открылось еще пять подобных школ. Умерла Савитрибаи 10 марта 1897 года, ухаживая за больным чумой ребенком в созданном ею же самой лагере для бедных детей – жертв эпидемии этой страшной болезни.Коран четко свидетельствует о том, что женщина полностью уравнена с мужчиной перед лицом Аллаха в своих правах и обязанностях. В Коране говорится: «И ответил им Господь их: Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей – ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других…» Что касается религиозных обязанностей, таких как ежедневные молитвы, посты, помощь бедным и паломничество, между мужчинами и женщинами нет различий. Согласно исламским законам женщину нельзя заставить выйти замуж без ее согласия. Поскольку признается право женщины самой решать вопрос о замужестве, признается и ее право на разрыв неудачного брака. Однако для обеспечения устойчивости семьи и защиты ее от поспешных решений, принятых под влиянием временного эмоционального стресса, мужчины и женщины, намеревающиеся развестись, должны пройти через определенные этапы и периоды выживания.Но если на словах все выглядит более чем гладко, то на практике получается почему-то иначе. Например, Иран до Исламской революции 1979 года был в большей степени светским, где религия была отделена от государства. И женщины имели права, равные с мужчинами. Иранские женщины участвовали в экономике, образовании, практически во всех сферах общественной жизни: они занимали высокие официальные посты, становились министрами, судьями, актрисами, атлетами, учеными. В 1968 году первой в Иране женщиной – министром образования стала Фарукхру Парса (Farrokhroo Parsa), а в 1976 году министром по делам женщин стала Махназ Афкхами (Mahnaz Afkhami).Кроме того, согласно законам по защите семьи от 1967 и 1973 годов для расторжения брака мужчина был вынужден обращаться в суд, вместо того чтобы просто три раза произнести «талак» («развод»). Ну а минимальный возраст, при котором женщину можно было выдавать замуж, подняли с 13 лет до 18.После Исламской революции Иран стал Исламской Республикой. И многое поменялось: иранские женщины потеряли большинство из тех прав, что были гарантированы предшествующим режимом. После начала революции было объявлено, что женщина, появляющаяся на телевидении, должна носить хиджаб. Несколько месяцев спустя то же требование было предъявлено женщинам, работающим в правительственных зданиях. Еще несколько месяцев спустя хиджаб на публике должны были носить уже все женщины. Общество и публичные места жестко разделили пополам. Некоторые демонстрации протеста были жестоко подавлены, а женщины подвергались неоднократным нападкам радикальных исламистов за то, что на них не надет хиджаб.Мужчинам было возвращено право развода по тройному «талак», в то время как у жен не было вообще никаких возможностей для развода. Дети после развода оставались с мужьями, ну а если муж умирал и женщина оставалась вдовой, то детей могли забрать мужчины из ближайших родственников.Христианская европейская традиция также богата на разного рода ограничения. «Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от таких пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства», – пишут Давид и Вера Мейс в книге «Супружество на Востоке и на Западе». Отцы церкви видели в женщинах поистине исчадий ада и матерей всех земных зол. Женщина должна была стыдиться самой мысли о том, что она женщина, и жить в постоянном покаянии за те несчастья, которые она принесла миру, отведав запретный плод. Ну а красота женщины – это само собой самое могущественное орудие дьявола. «Знаете ли вы, что каждая из вас – Ева? Приговор Бога вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола, вы открыватели запретного древа, вы первыми предали Закон Божий», – писал Тертуллиан. Церковь не только утверждала низкое положение женщины, но и лишала ее всех имевшихся ранее юридических прав. Назначение ее состояло лишь в ублажении мужа и продолжении рода, что тем более удивляет в контексте пренебрежительного к ней отношения. Действительно, как можно презирать того, кто дает жизнь.Впрочем, европейские женщины за свои права начали бороться давно и всерьез. Если как национальное движение эта борьба оформилась лишь в 1872 году, то попытки повернуть общество лицом к своим проблемам предпринимались и ранее. А разговоры о том, что женщинам надо предоставить право голоса, велись еще в 1832-м.Понятно, что полное подчинение женщины мужчине возникло и сохранялось не только в авраамических религиях. Так, согласно законодательству Римской империи собственность женщины после замужества переходила во владение мужа. То есть жена фактически покупалась мужем и становилась его собственностью, как рабыня. Она не могла занимать какую-либо общественную или гражданскую должность, быть поручителем, попечителем, свидетелем и опекуном, не могла усыновлять детей и составлять завещание или контракт.Несостоятельность и неспособность женщин жить полноценной общественной жизнью в основном объясняется с позиции религиозной. Объяснить со светской точки зрения, почему женщина не имеет права делать то-то и то-то, достаточно сложно. Ведь в пору, когда государства вступают в войну друг с другом, независимо от того, что диктуют традиции и религия, именно на женские плечи ложится охрана потомства, прокорм старых и немощных, помощь в клиниках и даже поддержание промышленности. Стоит только вспомнить, как во время Великой Отечественной войны хрупкие девушки становились шпалоукладчицами и стояли у домны. Наверное, после этого как-то странно диктовать положение в обществе женщинам, руководствуясь афоризмом про слабый пол. Речь уже идет не о наличии и соблюдении женских прав, а о наличии у женщин той самой свободы выбора, которой люди и отличаются от остальных животных. Ходить ли по улице с непокрытой головой, участвовать ли в выборах, водить ли машину – все это и многое другое человек должен решать для себя самостоятельно. Именно в этом, а не в суровой женщине, тащащей мужчину в суд за неаккуратный взгляд, и заключается собственно феминизм. В праве выбора.
Комментарии