search
main
0

Равнодушию – не место

Когда-то, лет десять назад, когда я только начинала работать методистом института повышения квалификации работников образования, вместе с коллегой, человеком мудрым и опытным, приехала в один из отдаленных районов, в сельскую школу.

– Мы можем разворачиваться назад, ничего интересного здесь не увидим, – с грустью проговорил мой спутник, едва мы подошли к главному входу. – По тому, в каком состоянии содержится ее территория, можно судить о качестве учебно-воспитательного процесса. Никогда не поверю, чтобы в школе, вокруг которой валяются пластиковые бутылки, не благоухают цветники, затоптаны дорожки, могут давать глубокие, прочные знания и воспитывать добропорядочных граждан, – вслух размышлял мой друг и наставник. Мне вспомнилась эта поездка, когда дела служебные позвали меня в Сенгилеевский район, в Силикатненскую школу. Обычную сельскую, но необычную по той атмосфере творчества, позитивного настроя на успех, на развитие, на желание преодолевать все трудности, которые переживает российское образование.

Это, по сути, маленькое федеративное государство, с красивым необычным названием, с собственным гербом. На гербе – венок из 11 лавровых листьев (по количеству классов в школе). Его обвивает красная лента, на которой значится имя государства «Новые Дельфы». Цвета флага – белый, желтый, зеленый символизируют: земля в поселке и вокруг него богата меловыми отложениями, кварцевым песком и хвойными лесами.

Эти природные богатства позволили жителям села наладить производство кирпича. В середине XX века возле небольшого селения вырос крупный кирпичный завод, который притянул сотни рабочих рук со всей округи. Село доросло до размеров рабочего поселка с развитой инфраструктурой: школа искусств, поселковая библиотека, детский сад, поликлиника, стационарная поселковая больница, две аптеки и т.д. И все же центром притяжения всех четырех тысяч жителей поселка является школа. Создание своего государства позволило объединить всех участников образовательного процесса – детей, администрацию, педагогический коллектив и родительскую общественность для решения общей задачи – выпускать хорошо образованных, достойных людей, с активной жизненной позицией.

Жизнь здесь бурлит. Об этом свидетельствуют многочисленные объявления, стенды, выпуски стенгазеты, агитационных материалов, расположившихся на стенах. Из них я узнала, что социальное проектирование здесь в почете.

Вот уже шестой год силикатненцы – неизменные участники областного конкурса социально-образовательных проектов «Я – гражданин России». Была большая победа в 2002 году и поездка на Всероссийский конкурс в оздоровительный центр «Орленок». Вот и сегодня ребята активно готовятся к участию в VI Всероссийской акции. Они разрабатывают проект «Кем быть?». Его название говорит само за себя. Демографическая проблема коснулась и этого, казалось бы, вполне благополучного поселка. Население убывает, и главная причина того, что молодежь уезжает в город, – трудности трудоустройства.

Выпускникам трудно определиться с выбором востребованной профессии и местом ее получения. Поэтому старшеклассники решили помочь самим себе принять осознанное и обоснованное решение в выборе профессии, выработать основные пути и способы освоения выбранной профессии, соотнеся общественные нужды с личными идеалами и пристрастиями. Чтобы достичь этой цели, решили создать на базе школы Центр профессиональной ориентации и выпустить брошюру – справочник с указаниями рабочих вакансий и учебных заведений, где готовят специалистов востребованных профессий.

Казалось бы, тема проекта скучная, невыигрышная. Но выбор профессии – это выбор жизненного пути. Здесь важно не ошибиться. Ведь правильно выбранная дорога – залог успешной деятельности, удачной карьеры и самоудовлетворения.

В плане реализации проекта значатся:

подготовка помещения для Центра профориентации (ремонт, оборудование);

обеспечение Центра справочной, информационной литературой, медиатекой;

сбор материалов, составление и выпуск справочника востребованных профессий;

встречи с представителями интересных профессий;

экскурсии на предприятия и в организации;

взаимодействие с работниками социально-психологической службы;

открытие в школьной газете «Дельфин» рубрики «Моя будущая профессия»;

взаимодействие с районной газетой «Волжские зори»;

праздник «Трудовые династии».

Планы ребят обширны. И пусть наградой за их работу в этом социальном проекте станет, во всех смыслах, удачно выбранная профессия. Первоначально инициатором освоения проектной технологии «Гражданин», а затем консультантом, незаменимым советником, просто старшим другом ребят стала учитель истории и граждановедения школы Лариса Юрьевна Макарова.

– Откуда такая увлеченность социальным проектированием? – поинтересовалась я у нее.

– С граждановедения. Граждановедение – путевка в жизнь! – был ответ Ларисы Юрьевны. И она увлеченно рассказала:

– Я познакомилась с программой этого курса и поняла, что это мое. В 1992 году в нашей школе был введен курс граждановедения Я.Соколова. С этого момента для меня и моих детей началась новая жизнь, полная поиска, начинаний, первых побед и неудач. Я год за годом училась вместе с детьми, менялись они, менялась и я. От первых тонких брошюр-модулей мы перешли к качественным учебникам, а в жизнь школы прочно вошли диспуты, споры, групповая работа, тренинги, тесты, игры. А в 2001 году мы решили принять участие в конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России».

Я не ожидала, что дети с таким удовольствием возьмутся за дело. Восьмой класс, с которым я начинала проектную деятельность, был сложным и в плане успеваемости, и примерным поведением не отличался. Мне, как классному руководителю, нужно было что-то делать, чем-то увлечь ребят. На помощь пришла проектная деятельность.

Дети решили восстановить парк. Затем была победа и поездка в лагерь «Орленок». Вернувшись домой, ребята были преисполнены желания творить добрые дела. Родились проекты «Поселковая милиция», «Школьное радио», «Школьная газета», «Организация лагерной смены «Новая цивилизация. Силикатный 2005».

Участие в проектной деятельности помогло создать в школе свое школьное государство. Интересная закономерность: руководитель проекта становится президентом. Легко побеждает выборы. Руководитель проекта «Парк» Николай Солодовников стал первым президентом школьного государства, принимал участие в разработке эскиза символики и названия государства, сейчас является игротехником, студентом педуниверситета. Следующим президентом стала Марина Юлина – руководитель проекта «Милиция» и участник проекта «Кем быть?». По ее инициативе на базе нашей школы была организована районная лагерная смена в рамках игры «Новая цивилизация».

Результатом этой смены стало создание старшеклассниками группы игротехников поселка Силикатный – «ГИПС». Она выпускает независимую газету и активно участвует в жизни школы и района. Граждане нашего школьного государства являются постоянными участниками игры «Новая цивилизация». Фестивали, смены в областном оздоровительном лагере «Юность» научили ребят многому, и они решили поделиться опытом, попробовать себя в роли учителей. Для этого на базе нашей школы организовали лагерную смену для 70 детей района «Новая цивилизация. Силикатный 2005». Так появился новый проект. Ребята составили бюджет и нашли средства на проведение смены. Сами составили программу. А мне как начальнику лагеря отводилась роль наблюдателя, координатора. Было приятно видеть, как ребята серьезно отнеслись к делу. Создали государство. Провели выборы. Большую помощь им оказала областная избирательная комиссия, а Юрий Иванович Андриенко, заместитель председателя избирательной комиссии области, сам присутствовал на выборах, беседовал с ребятами, знакомился с документацией и листовками.

Жизнь идет своим чередом. Мы продолжаемся в наших детях.

Я очень рада, что главой администрации поселка Силикатный стал мой ученик Ранис Маллямов, и возлагаю на него большие надежды. Совсем недавно завершился конкурс Учитель года, победителем которого стала также моя ученица – учитель истории нашей школы Татьяна Константинова. Именно с этими учениками я постигала первые азы граждановедения, с ними училась проектированию. Иногда я с ними спорю, а потом думаю, ведь это я научила их быть такими независимыми, с активной жизненной позицией, умеющими отстаивать свою точку зрения.

А еще мне очень повезло, что все эти годы со мной рядом прекрасный руководитель, друг, наставник, директор нашей школы Марина Александровна Ефремова. И сейчас мы уже строим большие планы и надеемся на лучшее. Не ждем, а действуем, – закончила свой рассказ Лариса Юрьевна.

Я думаю, повезло не одной ей. Марина Александровна – удивительный человек: умная, тонкая, деятельная, всегда готовая воспринимать все новое. Работает директор на перспективу, думая над тем, чтобы ее школа готовила социально зрелую личность, которой в жизненном плавании будет легко держать верный курс.

– У меня в жизни был замечательный учитель – моя свекровь. Она была талантливым педагогом, мудрой женщиной. Я приходила с работы, делилась с ней успехами и неудачами. Она радовалась, если у меня что-то хорошо получалось, а если были проблемы – вместе решали, как их преодолеть, – рассказала мне Марина Александровна. – Каждый ребенок – личность, индивидуальность, – часто повторяла она. – Долг педагога – увидеть это в ребенке и помочь ему полноценно реализоваться. Этот урок я запомнила и следую ему всю жизнь.

Как здорово, что есть такие педагоги и такие школы, которые способны и готовы изменяться и выстраивать свою жизнь согласно велению времени. Это школа детей и для детей.

Ирина СКВОРЦОВА, Анна МАРТЫНОВА, Ульяновская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте