Цель: познакомить учащихся с типами темперамента; на примере понятий “ум”, “воля”, “характер” способствовать формированию потребности шестиклассников к самоанализу, самосовершенствованию; показать, что человек может научиться управлять своим характером, что это очень важно для жизни, так как характер человека, его волевые качества определяют поведение человека в обществе, влияют на его судьбу; стремиться к тому, чтобы каждый учащийся осознал свою уникальность и неповторимость, чтобы у каждого ребенка укреплялось самоуважение и формировались ценностные жизненные позиции; показывая ценность каждой личности, прививать учащимся гордость за коллектив, состоящий из таких личностей.
Оборудование урока: Я.Соколов “Граждановедение”, М., 1994, ч.1, ╖3; раздаточный материал для групповой работы; схема “Что есть я?”; оценочные листы; аудиокассета с записью легкой музыки.
План урока:
1. Темперамент человека. Характер. Воля.
2. Ум. Память.
3. Чувство и эмоции.
4. Что тебе дала природа, а что ты сам себе можешь подарить?
В начале урока учитель кратко знакомит учащихся с выводами, сделанными во время проверки сочинений “Кто я – обыватель или гражданин”. Обращая внимание на искренность и подчас нелицеприятную правдивость некоторых сочинений (имена авторов лучше не называть, считаю возможным сделать это только с личного согласия ребенка и только в том случае, если это будет иметь положительный воспитательный эффект в конкретном коллективе), следует указать, какими гражданскими и человеческими качествами обладают те, кто дал себе по-настоящему критическую оценку, и выразить уверенность, что процесс самовоспитания этих ребят будет иметь положительный результат.
Мотивация урока. Вспомните героев “Сказки о потерянном времени” Е.Шварца Петю Зубова, Марусю Поспелову, Васю Зайцева. Охарактеризуйте их как людей. Какие черты присущи волшебникам из этой сказки?
Подумайте, ребята, чему мы посвятим наши следующие уроки?
Работа со схемой “Я сам”, дать первичные представления о темпераменте человека. Предложить учащимся самим определить свой темперамент, после чего сообщить, что деление на четыре основных типа темперамента принадлежит великому русскому ученому И.Павлову, а современные ученые, изучающие человека, считают, что можно выделить 134 типа темперамента, но каждый из них редко встречается в чистом виде. (Методические приемы данного этапа урока см.в конспекте для 5-го класса, т.к. нынешние шестиклассники изучают граждановедение первый год).
– Почему люди с одинаковым темпераментом в одной и той же ситуации ведут себя по-разному? (Для большего эффекта применяется пример из реальной жизни конкретного классного коллектива).
Беседа по этому вопросу поможет учащимся составить представление о таком качестве человека, как воля.
Задание. ВОЛЯ. 1. Какие качества человека вы относите к волевым? Почему? Как, по-вашему, важны ли эти качества для человека?
2. ТВОЯ ВОЛЯ (тест на стр. 142 учебника Я.Соколова).
3. В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ. “Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы” (В.Шекспир). “Гнев – начало безумия” (Цицерон). “Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее” (И.-В.Гете). Согласны ли вы с этими утверждениями? Нет? Свой ответ обоснуйте.
Время работы – 2 мин.
Человек характеризуется и своим умом. А что такое ум?
Задание 4. УМ.
а) Нарисуйте словесный портрет умного человека. Время – 1 мин.
б) От чего, по-вашему, зависит ум?
Показать сочетание природных способностей и волевых качеств человека. Напомнить слова одного из ученых о том, что талант на 90% – это труд.
в) “Знание – только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью” (Л.Толстой). Что вы думаете по поводу выводов великого русского писателя?
У каждого человека много достоинств, но есть и недостатки. Каждый человек неповторим. У каждого есть свой характер. Про одного говорят: “У него хороший характер”, а про другого: “Тяжелый характер”. А какой характер у тебя?
Задание 5. ТВОЙ ХАРАКТЕР
Заполни таблицу “Мой характер”.
Записи в таблице делай очень краткими, в форме простого перечисления. После окончания работы сделай вывод о своем характере. Если не хочешь, не говори никому об этих выводах. Главное, задумайся сам над собой: что тебе нравится в твоем характере, а что бы ты хотел изменить?
Время 4-5 мин.
Второй урок.
Неповторимость человека определяется и в том, что все люди по-разному чувствуют. Чувства – переживания человека, связанные с его жизнью, работой или учебой, его отношением к поступкам других людей, к природе, произведениям искусства. Чувства играют важную роль в поведении человека. Под их влиянием человек совершает те или иные поступки.
Прочитаем текст ╖1 учебника, с.9.
Какие чувства вызывает судьба 70-летнего человека? Какие чувства вызывает решение суда и поведение дочери? Что сейчас руководило вами – темперамент, характер, воля, ум?
Какие эмоции и чувства, по-вашему, плохие, а какие хорошие?
беспокойство за судьбу друга; желание отомстить за грубость; жалость; радость за успехи одноклассника; желание общаться с другими; признательность, благодарность; уязвленное самолюбие; гордость; превосходство; увлеченность, заинтересованность; спортивный азарт; удовлетворение после успешной работы; любопытство; любознательность.
Итак, одни эмоции нас радуют, другие огорчают. Испытывая одни, мы ощущаем прилив новых сил, способность многого добиться, поделиться своим счастьем с другими. Это положительные эмоции. Это наши друзья. Положительные эмоции – это сигнал того, что человеку хорошо. Состояние радости, счастья, уверенности в себе, любви и уважения к окружающим делает нашу жизнь интересной, трудное кажется легким, мы радуемся жизни, и все у нас получается хорошо. Защитные силы организма повышаются, человек меньше болеет, а больной быстрее выздоравливает.
Другие эмоции отрицательные. Отрицательные эмоции – это сигнал того, что человеку плохо. Это наши недруги. Они мешают нам, вызывают неприятные мысли, пугают нас, заставляют пережить гнев, презрение, страх. Тяжелые эмоциональные потрясения могут привести к заболеванию человека. А каково окружающим с таким человеком?
Какие эмоции нужно подавлять, скрывать? Почему? (Учащиеся легко приходят к выводу, что нужно контролировать отрицательные эмоции).
Нужно ли контролировать, подавлять положительные эмоции? (В случае затруднения можно попросить учащихся рассказать, какие эмоции бывают у ученика с темпераментом холерика в момент, когда учитель объявляет ему, что за очень трудную контрольную работу этот ученик получил оценку “5”. Можно без труда подвести учащихся к выводу, что положительные эмоции могут привести к развитию таких качеств характера, как самомнение, хвастливость, высокомерие, беспечность.
Какое из известных нам качеств человека позволяет нам контролировать свои эмоции? ВОЛЯ.
“Гнев – начало безумия” (Цицерон). “Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее” (И.-В.Гете). Что вы думаете по поводу этих мудрых высказываний древнего мудреца и великого поэта?
Получается, что и положительные, и отрицательные эмоции могут мешать человеку. Так, может, лучше всего обойтись вообще без эмоций?
Людмила БЕЛОВА,
учитель граждановедения
Москва
Комментарии