Сейчас в образовательном пространстве – разнообразный набор мультимедийных интерактивных средств обучения географии, которые в полной мере используют возможности современных персональных компьютеров. Они содержат помимо гипертекста высококачественную графику, слайды, видеоролики, имеют разнообразное звуковое сопровождение. Такие средства обучения принято называть учебными электронными мультимедиаизданиями. Среди них и учебные электронные мультимедиаиздания, предназначенные для поддержки использования учителем географии прикладного программного обеспечения общего назначения, уже установленного на персональном компьютере. Это, в частности, комплект «Использование Microsoft Office в школе» на примере уроков географии (разработчики – Московское представительство Microsoft и Республиканский мультимедиа-центр Министерства образования РФ). Комплект состоит из двух частей: компакт-диска с программой и учебно-методического пособия.
Компакт-диск содержит самоучитель по работе с программами, входящими в пакет Microsoft Office – Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, составленный на примерах по разным темам и курсам школьной географии.
Методическое пособие ориентировано на широкий круг пользователей с разным опытом работы на компьютере. Оно знакомит учителя с материалами, которые содержатся на компакт-диске, и предлагает детальную инструкцию по работе с диском. Учитель может самостоятельно создавать новые мультимедийные лекции, включающие слайды, звук, анимацию, видеофрагменты, составлять новые тесты. Здесь имеются и подробные инструкции по копированию материалов, содержащихся на компакт-диске.
Рассмотрим различные аспекты использования пакета Microsoft Office 2000 на уроках географии несколько подробнее.
Компьютерная лекция, разрабатываемая средствами MS Power Point, – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране монитора ученику (группе учеников) или всему классу (если к компьютеру подключен проектор). Основная задача компьютерной лекции та же, что и традиционной устной, – объяснение нового материала, но с более широкими возможностями привлечения иллюстративных материалов (информационных объектов). Поэтому компьютерная лекция – новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки и сделать преподавание учебных дисциплин более эффективным.
Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции, – это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты.
Изучаемые географические объекты грандиозны (равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья). Поэтому демонстрационные средства (слайды, картины, анимации (мультипликации), видеозаписи) окажут неоценимую помощь учителю. У школьников формируются образные представления и на их основе – понятия. Причем эффективность использования слайдов, картин и других демонстрационных материалов будет намного выше, если дополнять их схемами, таблицами и др.
Программа разработки презентаций (т.е. компьютерных, или мультимедийных, лекций) PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
Задача статистических материалов в географии состоит в том, чтобы вместо отрывочных наблюдений и более или менее субъективных впечатлений поставить точные числовые величины, дать объективную оценку изучаемых географических явлений.
Комплект «Использование Microsoft Office в школе» был впервые представлен педагогической общественности Москвы и России на ежегодной выставке-конференции «Новые информационные технологии в образовании» (на базе лицея при МИФИ) в ноябре 2002 года. В рамках данной конференции был проведен мастер-класс (Новенко Д.В.) по использованию комплекта на уроках географии на базе Московского учебного центра Федерации Интернет Образования.
Дмитрий НОВЕНКО, методист по географии Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования города Москвы, старший научный сотрудник лаборатории географического образования ИСМО РАО
Комментарии