Еще два месяца назад я думал, что далекое Шушенское, окруженное тайгой, может похвастать лишь тем, что здесь отбывал ссылку вождь мирового пролетариата. Оказывается, я почти безнадежно отстал от жизни. В Шушенском меня поразил широтой и колоритом государственный историко-этнографический музей-заповедник. Но это тема для отдельного разговора, сегодня же речь о другом. В Красноярском крае несколько лет успешно действует региональная инновационная программа «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала». Ее ключевая идея – обеспечение качественного и доступного дополнительного образования за счет новых образовательных технологий для старшеклассников. За прошедшие годы внушительный опыт работы в этом направлении накоплен в Южном образовательном округе, а Шушенское стало базовой территорией для создания модульных интенсивных школ.
Проект «Гражданская инициатива» направлен на воспитание неравнодушного человека, детям прививаются деловые качества, их учат менеджерскому искусству. Старшеклассники самостоятельно определяют важнейшие направления работы, оказывают помощь детям-инвалидам. Важными формами работы стали районная ярмарка школьных инициатив «Есть идея» и форум «», где школьники представляют свои проекты и даже реализуют их. Например, в результате переговоров президента федерации «Гражданская инициатива» старшеклассницы Татьяны Носовой с главой района в бюджет на 2007 год были включены 100 тысяч рублей для поддержки лучших школьных проектов.
Энергичные «южане»
В 2001 году на базе детского Дома творчества «Юность» в поселке Шушенское были организованы ресурсный менеджерский центр (РМЦ) дополнительного образования и тьюторская площадка. Главное назначение центра – обеспечить старшеклассников качественным дополнительным образованием, создать условия педагогическим проектным командам сельских территорий для участия в краевых конкурсах дополнительных образовательных программ и летних проектов, менеджерское и тьюторское сопровождение новых образовательных практик – интенсивных школ и социальных тренингов.
– С 2003 года мы начали проводить социологические исследования среди старшеклассников и их родителей, – рассказывает руководитель РМЦ Павел Свинцов. – И выявили проблемы, которые характерны не только для школ нашего района, но и всего Южного округа Красноярского края. Анкетирование показало, что некоторые формы дополнительного образования не соответствуют потребностям старшеклассников, половина из них не определились с выбором дополнительного образования. Около 70 процентов учеников сообщили, что существующие секции и кружки не удовлетворяют их интересы.
В Шушенском сложился уникальный опыт – социально-образовательный тренинг для старшеклассников. Тренинг формирует у школьников активную жизненную позицию, проектное отношение к действительности, помогает решить проблему личностного самоопределения. Социальный тренинг, можно сказать, стал прологом в создании сетевой модели дополнительного образования. Сложилась достаточно четкая картина: чего хотят сельские дети и что делать подросткам, которые живут вдали от райцентра. Чтобы дополнительное образование стало доступно для каждого сельского ребенка, усилиями педагогов реализуются летние проекты – «В глубь веков» и «Жизненный иммунитет нового поколения», годовые образовательные программы школа тележурналистики «Четвертая власть» и «Сверхзадача колеса».
Деловые люди
По словам руководителя школы тележурналистики Татьяны Соковиковой, многие ребята из «Четвертой власти» хотят создать в своих учебных заведениях пресс-центры и организовать телестудии. Обучение построено так, что с каждой сессии можно безболезненно начинать годовой цикл. Осенью работают со словом и текстом. Юных журналистов учат правильно выражать свои мысли, выстраивать диалог, брать интервью, разбираться в жанрах. Зимой идет работа над музыкальным сопровождением видеоматериала.
На протяжении трех лет реализуется открытый сетевой проект «Гуманитарная среда», в рамках которого работает стационарно-выездной видеоклуб «Поколение XXI». Школьники просматривают и обсуждают художественные и учебные фильмы, находят в них актуальные молодежные и социальные проблемы. По каждому фильму дети высказывают свою точку зрения, анализируют. Все это хорошо вписывается не только в воспитательную работу классного руководителя, но и учителя-предметника.
Проект «Гражданская инициатива» направлен на воспитание неравнодушного человека, детям прививаются деловые качества, их учат менеджерскому искусству. Старшеклассники самостоятельно определяют важнейшие направления работы, оказывают помощь детям-инвалидам. Важными формами работы стали районная ярмарка школьных инициатив «Есть идея» и форум «Деловые люди», где школьники представляют свои проекты и даже реализуют их. Например, в результате переговоров президента федерации «Гражданская инициатива» старшеклассницы Татьяны Носовой с главой района в бюджет на 2007 год были включены 100 тысяч рублей для поддержки лучших школьных проектов.
Технический экстрим
Основная цель годовой образовательной программы «Сверхзадача колеса» – обеспечить равные возможности сельских ребят в области технического творчества. Как объясняет руководитель программы Иван Садаков, в нее включаются школьники и из других близлежащих районов, Ачинска и Минусинска. Основной контингент – дети из группы риска и трудные подростки. Большинство из них состоит на учете в милиции, много детей из неблагополучных семей. Осенняя сессия является основной, здесь определяются 4 технических задания. Весной проходит районная выставка детского технического творчества, защита проектов в различных номинациях. Летом ребята проводят испытания техники, сделанной своими руками, в экстремальных условиях.
На страже родной природы
На юге края развивается туризм. Образовательный проект «В глубь веков» связан с культурно-историческими памятниками среднего течения Енисея и его притоков. Дети, исследуя возможности региона, строят план развития территории и личный образовательный маршрут.
Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» организовал школу по краеведению для младших классов. Детей приобщают к русской культуре, традициям и ремеслам. Старшеклассники сотрудничают с профессиональными и научными организациями и выполняют их социальный заказ. Для привлечения большего количества детей к исследовательской работе выход на профессиональные сообщества очень важен и полезен. Таким образом, школьники убеждаются, что, занимаясь краеведением, они могут не только расширить свой кругозор, но и удачно трудоустроиться.
Интересна годовая образовательная программа «Замечательное и великое в моем районе», где дети занимаются учебно-исследовательской работой, изучают уникальные природные объекты. Старшеклассники из Шушенского Александр Жигалин, Елена Рехлова и Анастасия Владимирова сначала занимались в школьном лесничестве, потом, как говорится, с головой окунулись в науку. Елена Рехлова в этом году заняла первое место в номинации «Исследовательские работы». Анастасия Владимирова участвовала в краевом конкурсе исследовательских проектов «Зеленая планета» и по его результатам была приглашена в Санкт-Петербург на Всероссийский форум «Земля – наш общий дом».
Интенсивными школами охвачено более 2000 старшеклассников Южного округа Красноярского края. Около 70 процентов школьников их работой удовлетворены, примерно столько же будут продолжать образование, 5-7 процентов старшеклассников по итогам обучения выполнили индивидуальные технические и социальные проекты. Степень влияния интенсивных школ на профессиональное самоопределение старшеклассников можно проследить через их поступление в вузы. Здесь география широчайшая: крупнейшие города Сибири, Хабаровск, Владивосток, Москва и Санкт-Петербург. Сибирская молодежь, прошедшая интенсивное обучение, уверена в своих силах и, как правило, успешно устраивается в жизни.
Статфакт
На реализацию мероприятий по созданию условий для развития детского спорта в краевой целевой программе «Дети» предусмотрено 673,5 миллиона рублей. За счет краевой целевой программы «Дети» на 2007-2009 годы предусмотрено строительство 117 современных школьных спортивных дворов, оснащение спортинвентарем и оборудованием физкультурно-спортивных и туристских клубов. С января 2007 года за счет средств краевого бюджета (35 миллионов рублей) введено дополнительно 285 ставок инструкторов физической культуры в общеобразовательных школах. За счет субвенций, направляемых из регионального бюджета, образовательные учреждения края за три года приобрели спортивное оборудование и инвентарь на 86 млн. рублей. Для создания современной инфраструктуры массового детского спорта, внедрения оздоровительных физкультурно-спортивных технологий, обеспечивающих занятость подростков во внеурочное время, в 2006 году осуществлен проект «Мой спортивный школьный двор», на который из краевого бюджета выделено 26 миллионов рублей.
В Красноярском крае ежегодно проводится более 200 всероссийских, зональных и краевых соревнований по 45 видам спорта, среди которых наиболее популярны волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, вольная борьба, дзюдо, бокс, лыжные гонки. В спортивно-массовых мероприятиях принимают участие около 30 тысяч человек. На протяжении многих лет юные спортсмены Красноярского края входят в состав различных сборных команд России и показывают высокие результаты.
Комментарии