search
main
0

Равнение на красоту! Без интереса к личности нет интереса к предмету

Как стать учителем? С чего начать? Как установить контакт с учениками и коллегами? Каким методам преподавания отдать предпочтение? Эти и другие далеко не простые вопросы волнуют всех учителей, а перед началом нового учебного года вдвойне. Каждый пытается разрешить эти вопросы по-своему, зачастую путем проб и ошибок, ценой физических перегрузок и эмоционального перенапряжения. Особенно к этому склонны молодые и неопытные. Первые пять лет в школе – это время адаптации к условиям работы. Молодые специалисты знают много, но умеют мало. У них не сформированы профессионально значимые качества, которых современные исследователи насчитывают более 50. Основные – направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я». Такие личностные характеристики формируются под влиянием психологических установок по отношению к миру и к самому себе.

Известно четыре вида психологических установок:

Установка «У меня все хорошо – у тебя все хорошо» позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. Человек способен решить все проблемы.

Установка «У меня все хорошо – у тебя все плохо» характерна для тех, кто недобрал внимания и ласки в детстве. Человек перекладывает свои трудности на других.

Установка «У меня все плохо – у тебя все хорошо» вытекает из мнения, что все выросли в хороших семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими, избегает тесных контактов либо нуждается в симбиозе с сильными.

Установка «У меня все плохо – у тебя все плохо» близка к патологической. Вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Человек легко раздражается, подвержен депрессиям и непредсказуем.

Доминирует чаще всего одна установка. Нужно осознать, какая именно, поверив в то, что ее можно изменить. Важно укрепить в себе состояние «У меня все хорошо – у тебя все хорошо». Тогда успех гарантирован не только вам, но и детям. Вы научите их не избегать трудностей и неудач. Вы научите их любви и уважению к себе. Ведь учитель – это не тот, кто преподает, а тот, у кого учишься.

Неумение вести себя в гневе – один из сложных вопросов для начинающего учителя, который может привести к необратимым процессам. Педагог – не мученик и не мазохист. Он не обязан выступать в роли святого, безропотно снося испытания, что посылает судьба. Но он должен отдавать себе полный отчет о своих чувствах и поступках. И хотя иногда изменяет терпение, искренним он должен оставаться в любой ситуации. Незачем скрывать досаду и притворяться спокойным, если на душе гадко. Главное – научиться выражать свои отрицательные эмоции, никого не обижая.

Никакая злость не должна разрушать уважение к вам детей, ради которых вы пришли в школу, ради кого вы должны стать успешным, а это значит – знать предмет, быть эталоном культуры, обаяния, доброты и искренности. Учитель обязан быть красивым: без интереса к личности не бывает интереса к предмету. Хотите дать детям знания – следите за своим внешним видом, а это и одежда, и мимика, и жесты, и поведение, и даже выражение лица.

Одежда должна быть «строгой» и «официальной», возможно, черно-белых или около того цветов. Допустимы пастельные тона, но ярко-красный, ядовито-желтый и другие подобные противопоказаны – это цвета агрессивные, возбуждающие нервную систему. Маечки, топики, джинсы, вероятно, будут скучать без вас, но вы становитесь примером для подражания, а потому – ничего лишнего! То же относится к выбору бижутерии, аксессуаров, макияжу. А вот улыбка, доброжелательный настрой – это обязательно. Глядя в зеркало, помните правило: «Увидел лицо без улыбки, улыбнись сам». Педагогический эксперимент под названием «Созерцание себя» вошел в педагогику как способ повышения качества образования. В учебном кабинете напротив учителя повесили большое зеркало, чтобы во время урока он мог видеть себя. Результат изумил: за короткий срок изменился внешний вид учителя, мимика стала богаче, резкая жестикуляция ушла, и появилось еще многое другое, о чем говорил Макаренко: «Способности в педтехнике – это умение стоять, сидеть, бежать, смеяться, одним словом, перевоплощаться».

Первый год работы в школе – тяжелое испытание для многих. Будьте готовы к трудностям. И помните: все в мире относительно. Неудачный день – такая мелочь относительно проблем общества. А вот ваш успех – это серьезно относительно строительства будущего…

Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, психолог Ленинской школы, Таврический район, Омская область

Профессиональный совет

– Согласно теории американского психолога Эрика Берна все люди делятся на три типажа: «Родитель», «Взрослый» и «Дитя». Каждый из нас придерживается одной из этих ролей либо постоянно, либо ситуативно.

Коротко опишу каждый тип. «Родитель» – человек несколько самоуверенный и агрессивный, он назидателен, склонен оценивать действия других людей, критиковать, давать указания, но в то же время защищать и опекать их. Его ключевое слово – «надо»! Литературный пример такого типа – муж Анны Карениной… Психологическая пристройка к другому человеку у «Родителя» всегда идет сверху.

У «Взрослого» такая пристройка происходит рядом, на равных. Эти люди рациональны, корректны, разумны, владеют собой, организованны, могут казаться суховатыми. Они ориентированы на объективный сбор информации, хладнокровно оценивают события. Литературный пример такого типа – некрасовский «Мужичок-с-ноготок». Он трудится, потому что «надо» – это ключевое слово «Взрослого» – и реально оценивает ситуацию – «двое в семье мужиков-то, отец мой да я!»

Третий тип – «Дитя» – эмоционален, неуверен, подчиняем и в то же время часто капризен и упрям. Он склонен к творчеству и протесту, доверчив и нежен, снисходительно относится к себе, иногда хвастлив. Это Моцарт из «Маленьких трагедий» Пушкина. Его психологическая пристройка – снизу, а ключевое слово – «хочу»!

Нетрудно заметить, что бесконфликтными будут отношения в парах «Родитель» – «Дитя», «Взрослый» – «Взрослый» и «Дитя» – «Дитя».

Применим эту теорию к заданному случаю. Администрация школы – кто они: «Родители», «Взрослые» или «Дети»? На 99,9 процента это «Родители» – их должность порождает позицию человека, который все решает, всем указывает, знает «как дoлжно». Поэтому молодому педагогу можно порекомендовать занять в отношениях с администрацией позицию «Ребенка» – советоваться, просить оценить идею, благодарить за помощь. Таким образом вы еще получите и репутацию серьезного человека, который все хочет знать, глубоко вникает в дело… Аналогичную позицию следует занять и в отношениях с коллегами: они тоже в большинстве своем «Родители», это специфика учительской профессии… А вот отношения с учениками надо строить в зависимости от их возраста. Ученики младших классов хотят видеть в вас «Родителя». У подростков самооценка, как правило, завышена: дайте им побыть «Родителями», а сами побудьте «Ребенком». Например, не заставляйте их с позиции силы работать на субботнике по уборке территории. Куда продуктивнее сказать: «Ребята, мне хочется, чтобы все говорили: «Как отличился на субботнике 7-й «А»! Что бы нам для этого придумать?» И они придумают, будьте уверены! А вот старшеклассники – это, как правило, «Взрослые». С ними и надо быть «Взрослым». Не бояться рисковать: «Я уйду, а вы все сделаете (закончите) сами, правда? Я доверяю вам…»

Уверяю вас, что такая позиция – никого не переделывать, а принимать людей такими, каковы они есть – будет стоить вам меньше нервных затрат и принесет любовь и признание детей и коллег.

Илья КАПЛУНОВИЧ, кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте