В сентябре вместе с несколькими европейскими странами Россию приняли в Болонский процесс. На конференции министров образования европейских стран министр образования РФ Владимир ФИЛИППОВ, возглавлявший российскую делегацию, и председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Александр ШИШЛОВ встретились с журналистами, представляющими средства массовой информации России в Германии, и обстоятельно ответили на их вопросы.
Комментарий «УГ»Присоединение к Болонскому процессу и место в нем России. Дискуссиям на эту тему мы посвятили не одну публикацию (читайте «УГ», №14 от 1 апреля с.г., №20 от 13 мая с.г.). Однако и сегодня, когда наша страна получила статус участницы Болонского клуба, мы не ставим точку в обсуждении главной проблемы: как, интегрируясь в общеевропейское пространство, России сохранить сильные стороны своей собственной системы образования?Выскажите свою точку зрения на страницах газеты. На письме делайте пометку – «Болонский процесс».
Александр ШИШЛОВ:
– Прежде всего следует сказать, что первое полномасштабное участие России в Конференции министров образования и признание России полноправным участником европейского образовательного пространства – событие очень важное для тех, кто видит Россию европейской страной. Это событие лежит в русле внешнеполитического курса России и направлено на то, чтобы российское высшее образование развивалось как конкурентоспособная система, которая дает образование высокого качества, востребованное на рынке труда.
– Как проявится в денежном выражении наше вступление в Болонский процесс?
– Один из аспектов Болонского процесса – это повышение мобильности, предоставление возможности студентам получать образование не только в том вузе, в который они поступили, но и отдельные семестры или курсы проходить в других российских и европейских вузах.
Поэтому вместе с министром образования мы будем работать над тем, чтобы увеличить возможность государственной поддержки студентов для международных стажировок.
Владимир ФИЛИППОВ:
– Сегодня мы работаем над повышением требований к качеству образования. Это означает, что многие программы в тех вузах, которые не могут их реализовывать, где нет кадров и материальной базы, закроются. Оставшиеся бюджетные деньги можно будет разделить между теми, кто действительно может эти программы реализовать. По сути – это поддержка ведущих университетов. Таким образом, с точки зрения контроля качества Болонский процесс нам очень поможет. Но для реализации стандарта качества государственных дипломов в рамках Болонского процесса мы обязаны обеспечить очень жесткие требования к качеству реализации программ высшего образования. Это необходимо, если мы хотим гарантировать, признание наших государственных дипломов во всех странах Европы.
– Не приведет ли это к тому, что количество специалистов с высшим образованием в определенных областях уменьшится?
– Я думаю, что эта проблема стоит сама по себе, независимо от Болонского процесса. У нас действительно колоссальное перепроизводство специалистов с высшим образованием. Например, я недавно был в Чувашии, и президент республики Федоров мне говорил, что как только освобождается место юриста, то сразу поступает от 30 до 40 заявлений на это место, причем на любую зарплату. Мы будем поддерживать сильные вузы, закрывать подготовку за бюджетные деньги ненужных народному хозяйству специалистов.
– Признаются ли дипломы российских вузов на Западе?
В.Ф.: У нас есть соглашения между Россией и другими странами о признании наших документов об образовании. Но, как правило, это страны третьего мира: Африка, Латинская Америка, Азия. Пока нет ни одного соглашения на государственном уровне со странами Западной Европы: Францией, Англией, Германией. И здесь мы сейчас уже заинтересованы выйти не на уровень двухсторонних соглашений, а влиться в европейский процесс.
После вступления России в Болонский процесс стоит задача создать такие механизмы, чтобы страны – участницы Болонского процесса автоматически признавали документы о высшем образовании тех российских университетов, которые соответствуют общеевропейским требованиям: это кредитная система, многоуровневая система бакалавр – магистр, дополнительное приложение к диплому общеевропейского образца, система внутривузовского контроля качества.
– Когда мы в России увидим конкретные результаты вступления в Болонский процесс?
В.Ф.: Выполнить все намеченное необходимо к 2010 году. Все аспекты не могут быть решены и внедрены одновременно. Процесс будет идти поэтапно. Например, кредитная система, балльная система должна быть введена в первую очередь.
Подробное приложение к диплому появится через 2 – 3 года во всех странах Европы. Оно будет единым для всех стран. Пока в России его внедрить нельзя, так как там должно стоять не количество часов, прослушанных по тому или иному предмету, как это у нас сейчас делается, а должны быть указаны кредиты. Многие наши профессора пока еще не знают, что это такое. Поэтому предстоит большая просветительская работа. Между тем внедрение системы зачетных единиц дает возможность человеку и внутри России, и за ее пределами в рамках Болонского процесса прослушать какую-то дисциплину в любом университете, и это будет ему зачтено. Сейчас, когда ребята уезжают учиться за границу на полгода или на год, мы их заставляем пересдавать эти экзамены или повторять курс. Я считаю, что это невыгодно.
– Будут ли в России повышены требования к профессорско-преподавательскому составу в связи со вступлением в Болонский процесс?
В.Ф.: Болонский процесс как раз и ставит перед нами это как одну из самых важных и сложных задач. Это важно не только для интеграции страны в европейское сообщество, но еще более важно для самой России. Первое требование – это создание общеевропейской, а в нашем случае и общероссийской аттестации контроля качества. Готовятся поправки к законодательству, Комитет по законодательству Госдумы тоже прорабатывает эти поправки. Второе – это создание внутривузовской системы контроля качества преподавания.
– Означает ли вхождение в Болонский процесс, что в России теперь будет обязательная 12-летняя школа?
В.Ф.: Пока нет, потому что сейчас мы готовим новые стандарты общего образования, которые будут введены с 1 сентября 2006 года. В них предусмотрено начало обучения в школе с 6-летнего возраста (вместо 7 лет) и введение иностранного языка со 2-го класса.
Берлин
Основная цель Болонского процесса – создать единую общеевропейскую систему образования, сильную, конкурентоспособную, отвечающую требованиям обеспечения экономической мощи объединенной Европы.
Однако для полноценного участия в «Болонском клубе» нашей стране в соответствии с решением конференции предстоит в 2003-2010 годы принять меры по модернизации образования, в частности:
ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр – магистр);
ввести так называемую кредитную систему учета объема изучаемых дисциплин (вместо ныне принятых у нас учебных часов);
создать соответствующую требованиям Европейского сообщества государственную систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов;
внедрить в вузах внутренние системы и механизмы контроля качества учебного процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов;
ввести принятую в Европе форму приложения к диплому о высшем образовании.
Вместе с тем участие в Болонском процессе означает для нашей страны следующие преимущества:
будут признаваться и засчитываться студентам (на основе «зачетных кредитов») курсы дисциплин, прослушанные в любом университете любой страны – участницы «Болонского клуба»;
на основе внедрения общеевропейских требований к образовательным программам и процедурам, критериям аттестации и аккредитации вузов будет повышено качество отечественного высшего образования;
расширится академическая мобильность студентов и преподавателей, значительно возрастут возможности студентов прослушать (освоить), в том числе на основе технологий дистанционного обучения, курсы тех или иных дисциплин в любом из университетов – участников Болонского процесса;
в итоге будет обеспечено признание дипломов о высшем образовании для университетов всех стран – участниц Болонского процесса.
Комментарии