Отечественная война 1812 г. продолжает оставаться знаковым событием в истории нашей Отчизны. Благодаря героизму российского народа была побеждена прежде непобедимая, покорившая Европу, армия Наполеона. Патриотизм в той войне объединил дворянина и крепостного крестьянина, чувство любви к Родине, заложенное в генах народа, окрепло, стало более жизнестойким. Так считает московский художник Дмитрий Слепушкин, в творчестве которого тема Отечественной войны 1812 г. стала ключевой.
Почему военно-патриотическая тема столь давних исторических событий, отделенных от нас, россиян XXI века, без малого двумя веками истории, вдохновляет художника столь длительное время?
Дмитрий рассказал: отчасти этому способствовало место его рождения Санкт-Петербург – город, который прошлое не покидало никогда, чей облик хранит овеществленную память о давно ушедших поколениях.
Биография Дмитрия Слепушкина типична. С детства любил рисовать. Его натурой становились Эрмитаж и Русский музей, Павловск, Пушкин, Петергоф. После завершения учебы в Ленинградской художественной школе имени Иогансона поступил в мастерскую портрета Московского государственного художественного института имени Сурикова, которой руководил народный художник СССР Илья Глазунов. Там большое внимание уделялось изучению истории и религии, что, несомненно, повлияло на формирование личности молодого художника. Довелось Слепушкину в свое время отслужить срочную в Вооруженных Силах. К армейской службе он относится как к необходимому мужскому делу, считает, что она закаляет волю, характер, ее должен обязательно пройти каждый молодой человек.
О героических страницах нашей истории, считает художник, забывать нельзя. Но, к сожалению, в наши дни не так уж редко можно встретить молодых людей, которые не знают, кто такая Зоя Космодемьянская, и не стесняются заявить, что Александр Матросов закрыл собой вражью амбразуру, потому что, якобы, был… психически больным?! Это ли не свидетельства интеллектуального и нравственного вырождения? Где уж этим юным нигилистам упомнить имена Кутузова, Багратиона, Дениса Давыдова?
Дмитрий работает в жанрах портрета и пейзажа, бытовых сцен, но все-таки главным в своем живописном творчестве считает искусство баталиста.
– Да, война – это трагедия, – говорит художник, – но для последующих поколений она на века останется в памяти, овеянной ратной доблестью и славой героев-спасителей нашего Отечества. Кроме того, есть и такая сторона войны, как воинское искусство, армейские традиции, исконно связанные с ними понятия воинской чести, мужества и доблести.
Однако живописца Слепушкина, при всей исторической достоверности деталей на его картинах прежде всего интересует не изысканность мундиров воинов войны 1812 г., роскошь орденов, изящество форм старинного оружия сами по себе. Эти детали -средство отображения душевной красоты защитников России, величия их подвига. Люди, если хотят состояться как народ, как единое целое должны все это знать, помнить свою историю, утверждает он.
Художник не раз проводил персональные выставки, участвовал также во Всероссийской выставке портрета в Москве, выставках «Новые имена русского реализма» в Самаре и Санкт-Петербурге. Неоднократно демонстрировал свои произведения во Франции, Швеции, Италии. По заказу примы-балерины шведского Королевского театра Алханко художник выполнил ряд ее портретов.
Дмитрия нередко спрашивают: почему он не отображает на своих полотнах войны наших дней? Ведь он же баталист.
Слепушкин отвечает:
– Дело не во времени изображаемых событий, а в общечеловеческих понятиях – добра, самоотверженности, любви к Родине, – и все это я пытаюсь донести до зрителя. Современные же войны слишком технологичны…
Чтобы создавать исторические картины, художник много работал, изучал архивные документы, воспоминания участников тех далеких событий, многократно перечитывал Льва Толстого, Дениса Давыдова, общался с участниками военно-исторических клубов Петербурга и Москвы А. Рощиным, О. Соколовым, В. Королевым, И. Ивановым, обогащаясь собранной ими разнообразной исторической информацией.
Дмитрий Слепушкин написал портреты этих увлеченных патриотической идеей, историей нашего Отечества людей.
Когда довелось побывать во французском городе Ниме на 500-летии тамошнего полка, его поразило, с каким почтением французы относятся к своей истории, хотя они и проиграли в той далекой войне начала XVIII века. В Ниме создан прекрасный исторический музей, уважением пользуются ветераны войн, для которых создан комфортабельный дом инвалидов. Чего, к сожалению, не увидишь в родимых пенатах. У нас давно не обновлялась Бородинская панорама. В Музее Российской армии, на взгляд художника, недостаточно интересных экспонатов, в экспозиции будто «скомкали» целых три века, увенчанных ратной славой, богатой грозными испытаниями и победами истории нашей армии…
Дмитрий Слепушкин – признанный мастер русского реализма. Продолжением его творчества стала педагогика. Он преподает в Академии живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова, является руководителем мастерской портрета. Поэтому я спросила Дмитрия, как ему видятся состояние и проблемы воспитания современной молодежи.
Он ответил, что в Академии педагогическая работа налажена основательно. В ней работают опытные педагоги, такие, как заслуженные художники России Владимир Штейн и Иван Глазунов, а также Виктор Шилов, Игорь Лапин, Лейла Хасьянова. Они отдают много сил, чтобы помочь начинающим живописцам освоить традиции русского реализма, знакомят их и с творчеством зарубежных художников, воспитывают у творческой молодежи такие качества, как патриотизм, гордость за свою Родину.
Но вот если же оценивать воспитание молодежи, в целом… Оно слабовато. В академию, как правило, поступают молодые люди после окончания художественных школ, училищ. Казалось бы, это должны быть ребята, более эрудированные, образованные, чем выпускники обычных средних школ. Но, увы, большинство из поступивших владеют лишь весьма скромными навыками рисования, робки, не умеют раскрыть себя. Поэтому новичков-первокурсников принято в академии называть «курсом реанимации». С ними педагогам приходится особенно много работать. В этом мне довелось убедиться и самой, когда общалась с первокурсниками.
Дмитрий говорит, что еще несколько лет назад такого молодого пополнения рядов живописцев не было. Те, кто выбирал профессию художника, были, как правило, начитаны, грамотны, развиты.
– В наши дни, – продолжает художник, – тот, кто пишет на военно-патриотическую тему, считается несовременным. Большинство художников служат не идее, а уходят в бизнес – зарабатывать деньги. Тех же, кто борется за возрождение памяти, духа народа, очень мало. Сейчас ведь нередко можно услышать: «Историческая картина умерла, да и сам реализм в корне устарел».
Дмитрий с такими суждениями не согласен. Он убежден, что реализм не может исчерпать себя, он многогранен, неповторим. А вот авангардизм, напротив, как правило, примитивен, за ним скрывается отсутствие мастерства. В Академии живописи, ваяния и зодчества молодежь должна совершенствоваться в мастерстве. Среди академической молодежи преуспевают в этом Ольга Долгая, Иван Попов, Петр Моторин. Они сознают, что художник должен уметь не только мастерски смешивать краски, создавать копию действительности, но и формировать сознание общества, воспитывать его в духе патриотизма, любви к Отечеству, уважения к его прошлому. «Надеюсь, и мое искусство служит этой цели», – подвел итог нашей беседе художник.
Своим искусством Дмитрий Слепушкин заставляет нас пристальнее вглядываться в героическое прошлое нашей страны, чтобы вновь и вновь задумываться о ее настоящем и будущем.
Комментарии