search
main
0

Рать сменит доспехи. В 2004 г. затраты на вооружение – 14% госбюджета

Нынешний год обещает стать уникальным для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Впервые в новейшей истории России государственный оборонный заказ на 2004 г. одобрен в конце года минувшего. До сих пор это происходило в мае, в результате выполнение гособоронзаказа приобретало характер, близкий к авральному. На непосредственное освоение выделенных средств у производителей оставалось лишь несколько месяцев. Безусловно, это не шло на пользу ни промышленности, ни Вооруженным Силам. Теперь ситуация изменилась. И более того, в ноябре Военно-промышленная комиссия приняла решение, разрешающее предприятиям и заказчикам заключать договоры и контракты по гособоронзаказу-2004, не дожидаясь окончательного его утверждения правительством. В результате ОПК получил возможность развернуть работу по госзаказу буквально с первых дней января.

Еще одно нововведение 2004 г. – распространение практики уже отработанных по номенклатуре Тыла Вооруженных Сил единых торгов на закупки вооружения и военной техники общего назначения. Опыт закупок на конкурсной основе показывает, что такой подход дает экономию средств, которая позволяет приобретать на 15% больше намеченного.

Как заявил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Владислав Путилин, для выполнения заданий по гособоронзаказу в 2004 г. планируется выделить 341,2 млрд. руб. Это 14% расходной части бюджета и более 40% всех средств, выделяемых на нужды обороны и безопасности. Рост расходов на гособоронзаказ – 19,8% по сравнению с 2003 г., в том числе по оснащению вооружением и военной техникой – на 30%.

В правительстве разработан также комплекс мер, который позволит несколько умерить аппетиты монополистов на рынке вооружений и военной техники. А, как известно, большая часть сложных систем вооружения производится именно монополистами. Это касается такой продукции, как ракеты, подводные лодки, самолеты, танки, сложные артиллерийские системы. Цены на них растут значительно быстрее, чем инфляция, поэтому заложенные в бюджете индексы-дефляторы работают неэффективно. По словам Владислава Путилина, стоимость ракетного комплекса «Тополь-М», работы по созданию и производству которого всегда являлись приоритетными, с начала производства возросла уже более чем на треть. Предполагается переход к системе трехгодичных контрактов, что позволит закупать комплектующие по более низким ценам.

Поможет снизить издержки и перераспределение части функций Министерства обороны по организации работ в рамках гособоронзаказа в пользу управляющих компаний – холдингов. По словам Путилина, положительный опыт такой деятельности был накоплен в ходе создания «Тополя-М», атомных подводных лодок четвертого поколения.

Несмотря на все положительные перемены в финансировании оборонного комплекса денег на 2004 г. выделено все-таки на 20% меньше, чем ранее предусматривалось Государственной программой вооружения. Поэтому заказчикам необходимо продумать приоритетные направления, по которым финансирование будет осуществляться в полном объеме. Как отметил Владислав Путилин, на следующий год таких направлений выделено 28. В первую очередь это системы управления, разведки, навигации, связи, космические программы, в частности ГЛОНАСС. Космосу, как гражданскому, так и военному, уделено очень серьезное внимание. Финансирование этого направления по сравнению с 2003 г. составит 200%.

ВВС получат большую номенклатуру средств поражения, в том числе высокоточное оружие. Планируется провести модернизацию бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25, истребителей МиГ-29 и перехватчиков МиГ-31.

Новость для Сухопутных войск: впервые за последние десятилетия для Вооруженных Сил закупят новые танки. В войска должны поступить 14 машин Т-90. По словам Владислава Путилина, начнется серийное производство оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер».

Для РВСН будут продолжены производство и поставка стратегических ракет «Тополь-М». Надо отметить, что в отличие от прошлых лет в 2004 г. расходы на нужды стратегических ядерных сил поставлены на 4-5-е место.

В числе опытно-конструкторских работ будут профинансированы дальнейшая разработка перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), вертолета Ми-28Н, ударного самолета Су-27ИБ, транспортных Ан-70 и Ил-76МФ, модернизация стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС. Продолжится создание новой морской баллистической ракеты, атомного подводного ракетоносца четвертого поколения проекта 955.

В силу многих причин финансирование некоторых направлений, предусмотренное гособоронзаказом на 2004 г., отметил Владислав Путилин, не всегда согласуется с принятой ранее Государственной программой вооружения. К примеру, потребовалось срочно доработать самоходную гаубицу «Мста-С», поэтому в 2003 г. на нее выделили в 2 раза больше средств, чем предусматривалось по программе вооружения. Теперь она фактически доведена, и на 2004-й денег на нее заложено меньше, чем предусмотрено госпрограммой.

В программе вообще не значатся работы по созданию базового комплекта боевой индивидуальной экипировки военнослужащих «Бармица». Он включает оружие, бронежилет с разгрузочным жилетом, шлем, индивидуальные средства связи, разведки и навигации, рейдовый рюкзак, снаряжение, спальный мешок, теплую одежду, обувь и другие предметы экипировки. Такие комплекты очень нужны нашим бойцам. Потому-то гособоронзаказом на этот проект в 2004 г. будет выделено около 50 млн. рублей.

Еще одна новинка отражает требования информационной эпохи. На следующий год, как сообщил Путилин, предусмотрено создание системы управления и связи, «пронизывающей» всю дивизию – от командира до рядового – в расчете на 3 соединения.

Массовое оснащение Вооруженных Сил РФ новейшей техникой и вооружением по планам Правительства России и Министерства обороны должно начаться с 2006 г. Так что есть основания надеяться, что к концу этого десятилетия Российская армия сменит доспехи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте