«То, что мы называем талантом, является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества» – так определил Малкольм Гладуэлл сущность таланта в своей книге «Гении и аутсайдеры».
Каждый из нас уникален по своей природе. Все мы от рождения обладаем способностями, умениями и талантами, которые в некоторой степени отличают нас от остальных, а в некоторой, напротив, делают похожими на большинство. Задатки действительно ребенок получает с рождения, их заложили родители. Но, к сожалению, не всем поистине талантливым детям удается стать ведущими специалистами в своей отрасли потом, уже во взрослой жизни. Почему? Давайте разберемся.
В Послании Федеральному Собранию Президент РФ сделал акцент на образовании. И одним из направлений должна стать разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей.
Проблема развития и воспитания талантливых детей не нова, тем не менее она остается все так же актуальна, так как вопрос возрастного распознавания одаренности у детей до сих пор вызывает споры среди ученых. Однако, по статистике, только 20% детей талантливых, и лишь единицам удается сохранить и развить свои способности по максимуму. Исследователями установлено, что наиболее благоприятный период для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить. Разовьет и отточит малыш свой дар или нет, во многом зависит от семьи, педагогов, воспитания и социализации ребенка.
На протяжении шести лет сплоченная работа воспитателей, учителей, специалистов помогает детям проявить свою индивидуальность, инициативность, раскрыть творческий потенциал.
Задача нашей школы – создать благоприятные условия для самореализации и индивидуализации дошкольника. Не зря психологи утверждают, что самый эффективный возраст занятий с ребенком – от 1,5 до 4 лет, а к 10-12 годам формирование таланта уже завершается.
Воспитатели дошкольных групп нашей школы совместно с родителями, специалистами, педагогами дополнительного образования поддерживают любознательность и инициативность каждого ребенка, выстраивают индивидуальный маршрут его развития. Огромную роль в работе наших педагогов по выявлению способностей и творческих задатков детей играет ведение диагностического инструментария, где посредством наблюдений, анкет, индивидуальных способов сопровождения выстраивается индивидуальная траектория развития способного ребенка. Своеобразное портфолио дошкольника – это копилка личных достижений, участие ребенка в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах. По мере взросления дошкольника пополняется и материал, который отражает жизнь ребенка как в образовательной организации, так и за ее пределами. Благодаря подобному портфолио педагогам проще построить индивидуально дифференцированный подход к ребенку, эффективно поддерживать и сопровождать его личностный рост, давать рекомендации родителям.
Не секрет, что талантливый ребенок требует повышенного внимания к себе со стороны взрослых и сверстников. И здесь важны мотивация, поддержка со стороны взрослых, помощь в стремлении сделать первый шаг к проявлению творческой инициативы и самостоятельности. Если ребенок увлекся предложенным ему проектом, ролью, делом, то на этом этапе нужно стать ему союзником, партнером, помощником и не мешать найти самостоятельный путь к достижению успеха и преодолению трудностей.
Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, и субъектом социальных отношений. Поэтому многое зависит от взаимодействия педагогов и родителей, при правильно выстроенной работе дети становятся более самостоятельными и инициативными, учатся ставить себе цели и задачи, анализировать свою деятельность. Только занятие любимым делом, радость от успеха, вовлечение в процесс помогут ребенку реализовывать свои умственные и творческие способности.
В этом, конечно же, помогают занятия в кружках дополнительного образования во второй половине дня: хореография, изостудия, кружок английского языка, «Юный изобретатель» и многое другое. Способности можно обнаружить только в деятельности. Нельзя говорить о даре (или об отсутствии такового) у человека к рисованию, если его еще не учили живописи. Только в процессе обучения рисунку и его техникам может выясниться, есть ли у ребенка одаренность, талант. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения. И как результат – победы в конкурсах.
Благодаря вниманию и заботе со стороны педагогов и родителей дети раскрывают свои таланты и достигают невероятных высот. Необходимо помнить непреложное для педагога правило: каждый человек рождается талантливым. Поэтому мы, коллективы школ, совместно с родителями должны стремиться помочь ребенку раскрыться, реализоваться в жизни и будущей профессии.
Елена КОРОТКОВА, педагог-организатор школы №534
Комментарии