Детское литературное творчество немыслимо без кропотливой работы над развитием речи учащихся. Задание по составлению предложений – прекрасное подготовительное упражнение собственного сочинительства. Их цель – научить ребенка строить предложение в соответствии с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, совершенствовать, шлифовать, добиваясь выразительности и точности.
Следуя логике учебного процесса, в первый период обучения чаще предлагаются упражнения на основе данного образца, а также конструктивные. Выполняя их, ребенок накапливает необходимый «фундамент» для своей работы – отдельные слова, словосочетания, фразеологические обороты, синонимические ряды и целые смысловые поля.
По степени самостоятельности и развивающему эффекту творческое составление предложений предлагаю учащимся в следующей последовательности: по опорным словам (2-3 слова, не более); по одному опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью; по заданному обороту речи; по предметной картинке; по сюжетной картинке; по узкой теме; свободное составление предложений.
Использование разнообразных творческих упражнений рождает у ребенка веру в свои силы, развивает интерес к литературному творчеству. Приведу примеры таких упражнений:
Составь как можно больше предложений, которые начинаются с данных букв. Например: Н… п… с…
Настя принесла сосульку.
Постепенно задание усложняется: из данных букв составь предложения, чтобы получился текст. Дается несколько вариантов. Ребенок выбирает посильный для себя.
1 вариант:
в н н с з э м ф
2 вариант:
к н в м з ф о с я и о д л
3 вариант:
ж б в л м с о л з п в ф м ф с о я и о в л ж д н х ч п в с з ф
Сообщаю, что текст о фонарике.
«Вечером на небе сияют звёздочки. Это маленькие фонарики». (Анатолий Пристенский).
«Катя на вершине маяка зажгла маленький фонарик. Он сиял ярко и освещал дорогу лодкам». (Надя Жаворонкова).
Третий вариант выбрала только одна девочка – Катя Горбунова, и вот какая интересная работа у нее получилась:
«Жил-был в лесу маленький светлячок. Он любил зажигать по вечерам фонарики. Маленькие фонарики светили очень ярко и освещали всем лесным жителям дорогу. Как хорошо, что по вечерам светлячки зажигают фонарики!».
Дети с интересом сами придумывают подобные задания для работы в классе. И затем сравнивают полученные произведения, оценивают их.
Хочется рассказать и о другом эффективном приеме конструирования внешней и внутренней речи – «Слово-магнит» (от слова – к собственному тексту). Учитель представляет слово с точки зрения нравственно-эстетической: слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким, коварным врагом. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать из толкового словаря.
Светлые, добрые слова мы отмечаем знаком плюс (+), а злые – знаком минус (-). Дети называют любое слово, наиболее часто употребляемое, и фантазируют, представляя его себе в качестве магнита, способного притягивать, присоединять к себе другие слова… Что же получается? Необычное поле слов, состоящее из отдельных слов и словосочетаний, «речевые кирпичики» для строительства целого здания – составление связного письменного текста. Посмотрим, что получилось: Катя выбрала слово «альтруистический» (среди предлагаемых слов его не было).
Альтруистический (+): помощь, радость, добрый, беспокойный, гуманный, заботливый, человек, поступок, мир, дружба, согласие, щедрость, золотой, бескорыстный.
Опираясь на поле слов, девочка составила вот такой рассказ:
«Жил на свете добрый человек – альтруист. Он был заботливым, беспокойным. Поливал во дворе цветы, которые смотрели на мир грустными лепестками. Все бродячие животные его любили, потому что он их кормил и укрывал от дождя в своём доме.
Сердце у него было золотое. Он всегда приходил на помощь тем, кто в этом нуждался: подкармливал зимой птичек, носил в лес корм для зверят, лечил раненые деревца, помогал соседям. Он был щедрым – всегда делился тем, что у него есть.
И поэтому он жил в мире с самим собой и со всей окружающей природой».
«Слово-магнит» – эффективный способ «копания» в своей речи, ведь происходит естественный процесс речевого созидания. Важно то, что у ребёнка работает механизм отбора слов.
В конце года (3-й класс) можно предложить детям необычную и интересную творческую работу «Слово – дело великое» – составить своеобразную энциклопедию одного слова (родители помогают детям). Дети ощущают, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков, развивается речь ребенка, идет формирование читательской культуры, развивается эстетический вкус и значительно обогащается словарь учащихся, расширяются жизненные познания. Ребенок наблюдает, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, песне, как слово может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым. Ребенок использует все типы словарей, справочную, энциклопедическую литературу.
Для успешного выполнения задания-исследования предлагается использовать примерный план, который поможет расположить собранный материал в определенной системе.
Схема – план.
Слово … и его лексическое(ие) значение(ия) (в толковом словаре).
История происхождения слова (в этимологическом словаре).
Слово … и «слова-родственники» (однокоренные).
Слово … и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).
Слово … и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов).
Слово … во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).
Слово … и слова (сочетания) – рифмы.
Слово … в русском фольклоре: в пословицах, в загадках, в скороговорках, в притчах, в легендах, сказках, в русских народных песнях.
Слово … в произведениях литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе), (отрывки, строфы).
Слово … в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).
В итоге такой кропотливой работы всей семьи получается настоящая семейная книга. И, конечно, в такой работе хорошо просматривается уровень литературного творчества, которого достиг ребенок.
Любовь БЕЛОГЛАЗОВА
Комментарии