search
main
0

Расти. Познавай. Пробуй

Как «Точка роста» изменила жизнь сельской школы

«Как постоянный читатель «Учительской газеты» не раз ловил себя на желании взять опыт коллег, что называется, «на карандаш». Впрочем, что я и делаю. А прочитав статью Ольги Боткиной «Раздвигая горизонты», опубликованную во втором номере от 11 января 2022 года, решил поделиться с читателем первым опытом работы нашей сельской «Точки роста» – центра открытий и притяжения».

Порадовало нас письмо, которое прислал в редакцию Евгений Гуськов, директор средней школы №2 имени Героя России С.В.Кустова, что в селе Грабово Пензенской области. Прежде всего и сама школа в старинном селе – настоящий центр притяжения и открытий. Здесь создан замечательный школьный музей, в котором юные экскурсоводы со знанием дела рассказывают гостям о достопримечательностях округи, о людях, прославивших родной край. Стоит отметить, что, став одним из первых партнеров долгосрочной программы развития «Школьный музей Победы», школа в сентябре 2021 года получила право выставлять в совместной экспозиции «От Москвы до среднего Дона» музея школы №1476 Москвы и Ассоциации школьных музеев Пензенской области свои ценные экспонаты.

Примечательно, что имена выпускников, прославивших родные пенаты, не только ценные раритеты музея, биографии этих людей знает каждый школьник. Не одно поколение грабовцев держит равнение на подвиги Героев Советского Союза И.Г.Кармишина и П.В.Моксина, чьи имена носят школьные отряды юнармейцев, а имя майора Сергея Кустова, Героя России, погибшего в Чечне, было присвоено школе.

Весьма знаменательна и история самой школы, ведь она началась в 1875 году, когда в Грабове открылось начальное училище с 4‑годичным обучением. Богатое прошлое известного в сурском крае учебного заведения не просто страницы музейной летописи, а кладезь идей для творческого коллектива педагогов под руководством Евгения Алексе­евича Гуськова. В то же время, сохраняя традиции, коллектив открыт для всего нового. Ведь свое призвание педагоги видят в том, чтобы всячески содействовать личностному росту детей и их успеху в жизни. Сегодня здесь учатся 570 ребят, и с каждым годом их количество возрастает.

Школа принимает активное участие в ряде федеральных проектов: «Цифровая образовательная среда», «Современная школа» Национального проекта «Образование». С 2020 года педагоги совместно со школьниками реализуют проект персонализированной модели обучения «Сберкласс» в созданных лабораториях цифрового образования. При этом приносят добрые плоды и проверенные годами формы работы с детьми, раскрывающие их таланты и способности. Так, не первый год юные исследователи занимаются познанием тайн мира научных открытий и технологий. Краеведческие экспедиции, полевая практика, занятия в лаборатории юных всезнаек – вот лишь некоторые из традиционных форм учебной и внеурочной деятельности.

Сегодня изменяются условия обучения и воспитания, другими стали требования работодателей к тем, кто ищет работу. Постепенно стирается грань между городскими и сельскими учениками. Сегодня сельская школа имеет полное право конкурировать с городской, и для этого есть все предпосылки, считает директор Гуськов. За девять лет, что он возглавляет школу, произошло немало добрых перемен как в самой школе, так и в системе образования. 1 сентября 2021 года на базе школы открылся специализированный центр образования «Точка роста» для детей, интересующихся наукой и новыми технологиями. Вот что говорит о значимости этого события директор школы Евгений Алексеевич Гуськов:

– В течение трех летних месяцев шла активная подготовка образовательных пространств под будущий научный центр в соответствии с утвержденным дизайн-проектом. Ребята вместе с родителями не только внимательно следили за ходом ремонтных работ и процессом оснащения кабинетов в социальной сети «Инстаграм», но и сами принимали активное участие. Под центр в образовательном учреждении отведены не только специализированные кабинеты биологии, физики и химии, но и прилегающие к ним рекреации. Созданные коворкинг-зоны и квазипространства позволяют сегодня ребятам заниматься любимым делом и выбрать себе будущую профессию.

Считаю, что сегодня важно создать условия, для того чтобы наши дети были конкурентоспособны на рынке труда и имели возможность поступить в престижные вузы, а получив образование, вернуться в родное село и здесь создать семьи. Специализированный центр «Точка роста» – это своего рода образовательная площадка на начальном этапе профессиональной подготовки. Многие ребята, занимаясь дополнительно в кабинетах физики, химии, биологии, в лаборатории технологической направленности, оснащенных по последнему слову техники, овладевают азами той или иной профессии, как говорится, уже со школьной скамьи. Не секрет, что предприятия многих отраслей промышленности испытывают кадровый голод. Молодежь не идет на заводы, предпочитая теплый офис или крупный супермаркет. Задачу как руководитель школы я вижу в ранней профориентации детей, приобщении их к ценностям рабочих профессий. Общаясь с коллегами из других регионов на площадках образовательного форума, проходившего в конце прошлого года в Нижнем Новгороде, мы все отмечали важность деятельности школы именно в этом направлении в сотрудничестве с ведущими предприятиями региона.

Красивые слова «Точка роста», но что это такое для сельской школы? Во-первых, открываются колоссальные возможности для сельских ребят. Во-вторых, в школе создаются комфортные условия для повышения качества общего образования и реализации внеурочной деятельности, в том числе за счет обновления учебных помещений, приобретения современного оборудования, повышения квалификации педагогических работников. Вот как сами педагоги и ученики оценивают перемены, произошедшие в их деятельности и учебе с появлением центра «Точка роста».

– Центр образования естественно-научной и технологической направленностей действует несколько месяцев, но уже полюбился юным исследователям, – делится мнением Анна Вячеславовна Городнова, педагог, осуществляющий общее руководство центром. – В первой половине дня в помещениях проходят уроки биологии, физики, химии. Также здесь педагоги реализуют программу дополнительного образования «Страна робототехники», проводят занятия внеурочной деятельности по направлениям «Биологические лабиринты» и «Химия для любо­знательных». А после уроков классы превращаются в центр новейших технологий, где мы можем увидеть, как ребята изучают микропрепараты под электронной камерой-микроскопом, выводя изображение клеток и их состав на интер­активную доску. Можем наблюдать, с каким старанием в химической лаборатории юные исследователи изучают состав сока, купленного в разных сетевых магазинах, или замеряют температуру пламени свечи. А процесс сборки и использования робота-манипулятора, под силу которому подать человеку стакан воды, помочь листать страницы любимой книги, просто вызывает восхищение. Мы видим на этих занятиях, а это самое главное, горящие интересом глаза детей, их радость от новых впечатлений и открытий.

– Центр «Точка роста» – это не просто новое оборудование, современное оснащение кабинетов, – считает Светлана Юрьевна Назарова, педагог центра. – Это совершенно иное качество образования! Школьники могут попробовать себя в разных сферах деятельности, изучить современные технологии. Например, в рамках курса физики появилась возможность использовать цифровые лаборатории с подключением их к ноутбуку. С помощью программного обеспечения ребята обрабатывают полученные результаты лабораторных измерений. Обращение со сложными устройствами позволяет школьникам приобрести полезные навыки, формирует ответственное отношение к работе, мотивирует стремление к получению позитивного результата. Теоретические и экспериментальные занятия в физической лаборатории расширяют кругозор учеников в результате организованного общения в рамках урочной и внеурочной деятельности.

– Я доволен тем, что теперь могу сам собирать роботов, – радуется ученик пятого класса Матвей Дударев. – Мне всегда нравились Лего-модели, но я не знал, что совсем скоро у меня появится возможность научить робота двигаться! Я пригласил на занятия робототехникой своих друзей, и теперь мы работаем в одной команде. К примеру, мы занимаемся с роботом-манипулятором, который печатает 3D-модели, гравирует и выжигает лазером.

– В условиях сельской школы для ребят открываются новые возможности попробовать себя в роли исследователей с применением новейших технологий, – отмечает учитель биологии Елена Анатольевна Бузулина. – Биология, как и химия, – науки, которые требуют наглядности, чтобы детям было все понятно, интересно.

– Я стараюсь научить ребят самостоятельно демонстрировать процессы и реакции, чтобы в результате опытов и измерений находить ответы на многие теоретические вопросы содержания курса химии. Большим подспорьем в работе стал волшебный черный чемодан – цифровая лаборатория, с использованием датчиков которой отпала необходимость готовить многочисленный набор стеклянного оборудования и пробирок. Конечно, некоторую сложность вызывает процесс калибровки датчиков, но это преодолимо, было бы желание, а оно всегда присутствует, – признается Татьяна Ивановна Пискалова, учитель химии.

Да, сегодня тем, кто осваивает новое, ответы на вопросы приходится искать ежедневно и ежечасно. Закон развития – постоянное движение, расширение масштабов деятельности. В плане работы центра организовать сетевое взаимодействие со школами района, чтобы дети из близлежащих школ смогли пользоваться инфраструктурой и оборудованием кабинетов, реализуя свой творческий потенциал, а педагоги – совершенствовать свои компетенции.

Надежда СЕМЕНОВА, с. Грабово, Бессоновский район, Пензенская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте